Храм Соломона - Словарь В.П. Вихлянцева
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали ( Езд 3.12).
На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14, 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (см. 3Ц 7.47, 1Пар 22.14, железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней -- см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (См. также Соломон)
Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Ц 6, 7.15-51, 2Пар 3.1 -- 5.1. Он был длиною 35м шириною 10м и состоял из трех частей: притвора -- глубиной 5м, средней части -- глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира) -- глубиной и высотой 10м. Высота средней части была равна 15м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4 -- 60м).
Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9м (3Ц 7.15, 4Ц 25.17, Иер 52.21) или 17,5м (2Пар 3.15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.
С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.
Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Ц 6.9,15).
На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Ц 6.4).
Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.
Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Ц 6.22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть -- "горницы") (2Пар 3.4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) (2Пар 3.8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Ц 6.29) и драгоценные камни (2Пар 3.6).
Непосредственно к храму прилегал "священнический двор", а вокруг него был "большой двор" (2Пар 4.9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Ц 6.36, Иер 36.10).
В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:
• верхние (возможно, выходящие на север) (4Ц 15.35, 2Пар 23.20, 27.3, Иер 20.2, Иез 9.2) (в 4Ц 11.6 названы Сур, а во 2Пар 23.5 -- Иесод),
• внутренние (Иез 8.3,14) (возможно, предыдущие),
• восточные (Неем 3.29, Иез 8.16, 10.19, 11.1, 43.1, 46.1) (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер 17.19 -- сынов народа),
• Гаммифкад (Неем 3.31),
• жертвенника (Иез 8.5),
• новые (Иер 26.10, 36.10) (возможно, верхние),
• северные (Иер 8.14) (возможно, верхние),
• третий вход (Иер 38.14),
• Шаллехет (1Пар 26.16).
Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5м и 10м х 10м в плане (2Пар 4.1).
Храм строился 7,5 лет (3Ц 6.1,38) и был освящен около 962 г. до РХ.
Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Ц 14.26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Ц 15.18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Ц 14.14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Ц 16.8), а за ним -- Езекия (4Ц 18.15-16). Манассия окончательно осквернил храм (4Ц 21.5,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Ц 24.13), а при втором (в 586 г. до РХ) -- полностью разрушил его и сжег (4Ц 25.9). После этого, как видно из Иер 41.5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).