Церковь - Словарь В.П. Вихлянцева
(греч. "экклезия" -- собрание, общество созванных) -- творение и духовное тело Христа (Мф 16.18, Еф 1.23, Кол 1.24). Церковь не есть новая религия, или особая религиозная (благотворительная) организация, или специальная система "духовного" переустройства человеческого общества в мире -- ни о чем подобном Спаситель никогда не говорил -- поэтому, несомненно, Церковью является общество Его ближайших, вернейших (см. Ин 6.66) учеников, возможно, только Апостолов (ср. Мф 10.23, 16.28, Лк 18.8). И это потому, что только им, Апостолам, и только им одним надлежало возвестить миру евангелие. Не верующие последующих веков, но только Апостолы Христовы, посланные Им лично, могли правильно сделать это и это поручение они полностью выполнили (см. Мф 28.16,19-20, Лк 12.32, 22.28-30, 24.47-49, Ин 15.26-27, Деян 1.2,8, 5.13, 10.42, 1Кор 3.9, 4.9, 15.11, Еф 3.5, 1Фес 2.4).Поскольку верующим никогда не поручалось этой задачи Апостолов (см. Ин 6.29, 17.20, 1Пет 2.12, 2Пет 1.10, 3.14,17-18, 1Ин 1.3, Еф 4.28, Флп 1.27,29, 2.15-16, 1Фес 4.1-4,9,11-12, 2Фес 2.15, 3.4,6,12,14, также -- Лк 12.8, 1Пет 3.15 и Рим 10.9-10, где говорится об исповедовании веры, а не о проповедовании, особенно же ср. Еф 6.10-17 с Еф 6.19-20), то и к позднейшей земной официальной церкви (точнее -- теперь уже более чем к 200 различным "христианским" конфессиям, течениям, деноминациям) совершенно не приложимо то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью в Мф 16.18. Что же касается всех остальных верующих по слову Апостолов, то Господь всегда говорил о них как о Царствии Божием, Доме Божием, в котором каждый почитает себя меньше других. То, что в дальнейшем общины, группы и собрания верующих (а позже -- и вся религиозная система) стали называть себя церковью (см. ниже), есть только совпадение (ибо церковь и есть собрание, сообщество) и подражание, свойственное людям, самовольное человеческое изобретение, вводящее в заблуждение.
В день Пятидесятницы (см.) на Церковь (на Апостолов, только! -- ср. Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1-4) и они получили обещанную им силу. И поскольку Церковь была явлена в определенное историческое время, Ее не могло быть во времена Ветхого Завета (о чем часто можно читать в различных богословских "трудах", когда просто имеется в виду еврейский народ). Более того, тайна Ее была сокрыта во все времена от всех пророков (см. Еф 3.9, Кол 1.26), хотя в эту тайну хотели проникнуть и Ангелы (1Пет 1.10-11).