Ворота - Словарь В.П. Вихлянцева

-- в древности важнейшее место города, какого теперь не имеет даже центр. Здесь велась торговля, производился суд, собирались собрания, провозглашались пророчества, заключались сделки (Вт 17.5,8, Руф 4.1, 3Ц 22.10). Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять. Поэтому выражение "врата ада" (Мф 16.18) нужно понимать как "вся сила и совет ада".
Древний Иерусалим, как вытекает из рассмотрения Неем 3 и Неем 12 (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота (см. Приложение 4):
• Овечьи (Неем 3.1,32, 12.39),
• Рыбные (2Пар 33.14, Неем 3.3, 12.39, Соф 1.10),
• Старые (Неем 3.6, 12.39),
• Ефремовы (4Ц 14.13, 2Пар 25.23, Неем 8.16, 12.39),
• Долины (2Пар 26.9, Неем 2.13, 3.13),
• Навозные (Неем 2.13, 3.13,14, 12.31) (в Иер 19.2 названы Харшиф),
• Источника (Неем 2.14, 3.15, 12.37),
• Водяные (Неем 3.26, 8.1,3,16, 12.27),
• Темничные (Неем 12.39),
• угольные (угловые) (4Ц 14.13, 2Пар 25.23, 26.9, Иер 31.38, Зах 14.10).
В Иез 48.31-34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых.
Кроме того, в Писании упоминаются следующие внутренние ворота:
а) царского дворца --
• Вениаминовы (Иер 20.2, 37.13, 38.7, Зах 14.10),
• конские (4Ц 11.16, 2Пар 23.15, Неем 3.28, Иер 31.40),
б) неизвестного положения --
• Гаммифкад (Неем 3.31),
• городские (4Ц 23.8),
• Иисуса градоначальника (4Ц 23.8),
• первые (Зах 14.10),
• средние (Иер 39.3),
• телохранителей (4Ц 11.6,19).
В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) (Наум 2.6). (См. также храм)