Суббота и воскресенье в первый век христианства
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007
3.382. Alexei Osokin (alexmission@???.ru) пишет: "Мы имеем свидетельства,
что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в
странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели,
воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он
просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики
собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел
к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней,
но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.
А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150
гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие
собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное
свидетельство.
Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья
во вотором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в
апостольской практике".
Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему
сегодня мы не можем этого делать?"
Брат Алексей, Вы несколько невнимательно читаете эти "свидетельства", и пропускаете свидетельства иного рода. Позвольте пояснить:
1Кор 16:2 - "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя
и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда
я приду."
Обратите внимание на слова "КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПУСТЬ ОТЛАГАЕТ У СЕБЯ".
Где это у себя? В церкви? В общинской казне? А может быть все же у себя дома?
Нет, здесь речь не идет о регулярных церковных пожертвованиях. Это особые
пожертвования, которые каждый накапливал у себя дома для того, чтобы все это
было быстро и без хлопот собрано после в нужный момент. Почему в первый день
недели? Потому что в начале недели каждый хозяин планировал свои расходы на
неделю, и Павел рекомендовал вначале отложить из бюджета пожертвования, а
потом оставшееся распределять на свои нужды. Сравните Лк 14:28. Здесь совершенно
не идет речь о богослужениях. Тем более, что сбор пожертвований во время богослужения
- это вовсе не апостольская традиция. Во времена апостолов обычно в церквах
стояли сокровищницы или ящики, в которые христиане приносили свои пожертвования,
причем зачастую вовсе не во время богослужений. Помните, что христианская
традиция строилась на традициях иудейских, а иудеи в субботу не носили, да
и сегодня не носят денег, так что все пожертвования совершались не по субботам,
то есть, не во время богослужений, а в будни. Делать вывод, что во дни апостолов
богослужения проводились в первый день недели только потому, что в этот день
рекомендовалось ОТКЛАДЫВАТЬ У СЕБЯ пожертвования - весьма необосновано.
Деян 20:6-9 - "А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней
в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый же день недели,
когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться
в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице,
где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы
Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий
сон..."
Этот текст используется как доказательство богослужений в первый день недели
на основании того, что в этот день совершалось преломление хлеба. Но здесь
опять не принимаются во внимание некоторые важные факты из жизни первоапостольских
общин. В то время преломление хлеба совершалось не днем, а вечером. Между
прочим, отсюда и произошло другое название этого обряда - Вечеря Господня.
Они делали это точно так же, как делал и Господь - совмещая с вечерней трапезой.
Причем, это совершалось вовсе не обязательно во дни богослужений, так как
повеление Господа было: "всякий раз, когда едите" (1Кор 11:26).
Смотрите, что написано о преломлении хлеба в той же книге Деяний Апостолов:
"И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб,
принимали пищу в веселии и простоте сердца" (Деян 2:46). Обратите внимание:
преломление хлеба происходило ЕЖЕДНЕВНО и ПО ДОМАМ, а не в храме.
То, что это преломление хлеба не являлось богослужением, мы видим также из
свидетельства о том, что за столом была простая БЕСЕДА, а не проповедь. Да,
эта беседа вскоре переросла в проповедь, и это понятно, но апостол БЕСЕДОВАЛ
с собравшимися по простой причине - потому что поутру он должен был отправиться
в путь. То есть, это были обычные проводы апостола, на которые собрались все
христиане.
Но есть еще один важный момент в этом тексте. Они были собраны вечером, потому
что к этому времени в доме уже было довольно много светильников. Все устали,
а потому некто даже и задремал. Но помните ли вы, что по Библии день отмеряется
от вечера? (См Быт 1:5 и далее; Лев 23:32; Лк 23:54). То есть, как только
закончилась суббота, вечером, в начале первого дня недели, Павел пожелал проститься
с верующими, и это прощание его затянулось до полуночи.
А вот свидетельство, которое Брат Алексей не заметил, особенно говоря о "языческих
странах":
Деян 16:12,13 - "оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии,
колония. В этом городе мы пробыли несколько дней. В день же субботний мы вышли
за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали
с собравшимися там женщинами."
Что мы видим здесь? Во-первых, здесь нет иудеев - это Европа, Македония, Филиппы.
Здесь нет синагог, на которые обычно списывают субботние проповеди апостолов
и Иисуса Христа. Здесь есть МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ у реки, в котором собирались В
СУББОТУ. К тому же, мы видим, что Павел был уже в Филиппах НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ,
и только после этого, когда наступила суббота, он пошел в молитвенный дом.
Это показывает, что Павел знал, где, когда и как собираются на богослужения
обращенные из язычников в тех местах, где нет синагог.
И на фоне всего сказанного можно прочесть еще тексты из деяний, свидетельствующие
о соблюдении субботы во времена апостолов:
Деян 13:42-44 - "При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили
их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено,
то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом
и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие."
Здесь мы видим язычников, которые просят Павла проповедовать в следующую субботу.
А это, между прочим, не иудейский город. Они спокойно могли просить Павла
говорить на следующий день, то есть в первый день недели, тем более, что у
всех язычников первый день недели был выходным днем, и гораздо больше людей
могло бы собраться на проповедь. Но следующая проповедь для язычников была
сказана только в субботу, причем это уже врядли было в синагоге, так как "почти
весь город" не мог бы поместиться даже в самой крупной синагоге. А тем
более, язычникам в синагогу входить не позволялось. Так что проповедь явно
была на одной из площадей языческого города.
Деян 17:2 - "Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы
говорил с ними из Писаний."
Да, это была иудейская синагога, но в языческой стране - в Греции, в Фессалониках.
И в этом городе Павел проповедовал только по субботам.
Деян 18:4 - "Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев
и Еллинов."
А это уже Коринф, тоже языческий город в языческой стране. Хотя здесь присутствует
синагога. Но ведь Павел не мог проповедовать в языческих храмах. Иногда он
говорил на улицах, но все же он предпочитал помещения синагог, где была соответствующая
обстановка. Кстати, подобно православным храмам, синагоги были открыты в каждый
день недели, так как синагога - это не только место для богослужений, но также
и школа.
Вот такие мы имеем свидетельства, дорогой Брат Алексей. А что до записей Юстина-мученика,
то есть серьезные подозрения на то, что это - интерполяция, то есть более
поздняя вставка, так как это свидетельство попросту дописано в конце его книги
в виде приложения, не имеет никакой контекстной связи с общим содержанием,
и к тому же его стиль несколько отличается от общего стиля письма Юстина.
Причем, это - единственное свидетельство о соблюдении первого дня недели,
дошедшее до нас со второго века христианства, то есть, спустя сто лет после
Христа, и почти половину века после смерти последнего из апостолов. Но, как
мы знаем, уже во дни апостолов "много лжепророков появилось в мире"
( 1Ин 4:1).
А что до историка Шафа, то что еще он мог сказать? Он просто делает выводы так, как обычно делают историки - поверхностно. А то, что христиане начали соблюдать вначале два дня, а затем перешли на соблюдение воскресенья по причине гонений - это почему-то не принимается во внимание. А гонения вначале происходили на евреев, и некоторые христиане, боясь, чтобы из не приняли за евреев, стали принимать другие формы поклонения, а именно: суббота у иудеев была и остается днем пиршества и веселия, а христиане сделали ее днем поста. Но это было уже далеко не в первом веке. А затем начались гонения собственно на христиан, и чтобы их не опознавали по празднованию субботы и по отсутствию в языческих храмах в воскресенье, они уходили в катакомбы на два дня - вот там то и начало потихоньку воскресенье входить в христианство, поначалу как праздничный день пиршеств, а затем и как основной день религиозных собраний.
Но это - история. Ее все стараются преподносить по-своему. А вот Священное
Писание полно неоспоримых фактов - в нем только восемь раз упоминается первый
день недели, и ни разу при этом не говорится о богослужении в этот день!