Суббота и воскресенье в первый век христианства


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.382. Alexei Osokin (alexmission@???.ru) пишет: "Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.
А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство.
Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во вотором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".
Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?"

Брат Алексей, Вы несколько невнимательно читаете эти "свидетельства", и пропускаете свидетельства иного рода. Позвольте пояснить:

1Кор 16:2 - "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду."
Обратите внимание на слова "КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПУСТЬ ОТЛАГАЕТ У СЕБЯ". Где это у себя? В церкви? В общинской казне? А может быть все же у себя дома? Нет, здесь речь не идет о регулярных церковных пожертвованиях. Это особые пожертвования, которые каждый накапливал у себя дома для того, чтобы все это было быстро и без хлопот собрано после в нужный момент. Почему в первый день недели? Потому что в начале недели каждый хозяин планировал свои расходы на неделю, и Павел рекомендовал вначале отложить из бюджета пожертвования, а потом оставшееся распределять на свои нужды. Сравните Лк 14:28. Здесь совершенно не идет речь о богослужениях. Тем более, что сбор пожертвований во время богослужения - это вовсе не апостольская традиция. Во времена апостолов обычно в церквах стояли сокровищницы или ящики, в которые христиане приносили свои пожертвования, причем зачастую вовсе не во время богослужений. Помните, что христианская традиция строилась на традициях иудейских, а иудеи в субботу не носили, да и сегодня не носят денег, так что все пожертвования совершались не по субботам, то есть, не во время богослужений, а в будни. Делать вывод, что во дни апостолов богослужения проводились в первый день недели только потому, что в этот день рекомендовалось ОТКЛАДЫВАТЬ У СЕБЯ пожертвования - весьма необосновано.

Деян 20:6-9 - "А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон..."
Этот текст используется как доказательство богослужений в первый день недели на основании того, что в этот день совершалось преломление хлеба. Но здесь опять не принимаются во внимание некоторые важные факты из жизни первоапостольских общин. В то время преломление хлеба совершалось не днем, а вечером. Между прочим, отсюда и произошло другое название этого обряда - Вечеря Господня. Они делали это точно так же, как делал и Господь - совмещая с вечерней трапезой. Причем, это совершалось вовсе не обязательно во дни богослужений, так как повеление Господа было: "всякий раз, когда едите" (1Кор 11:26). Смотрите, что написано о преломлении хлеба в той же книге Деяний Апостолов: "И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца" (Деян 2:46). Обратите внимание: преломление хлеба происходило ЕЖЕДНЕВНО и ПО ДОМАМ, а не в храме.
То, что это преломление хлеба не являлось богослужением, мы видим также из свидетельства о том, что за столом была простая БЕСЕДА, а не проповедь. Да, эта беседа вскоре переросла в проповедь, и это понятно, но апостол БЕСЕДОВАЛ с собравшимися по простой причине - потому что поутру он должен был отправиться в путь. То есть, это были обычные проводы апостола, на которые собрались все христиане.
Но есть еще один важный момент в этом тексте. Они были собраны вечером, потому что к этому времени в доме уже было довольно много светильников. Все устали, а потому некто даже и задремал. Но помните ли вы, что по Библии день отмеряется от вечера? (См Быт 1:5 и далее; Лев 23:32; Лк 23:54). То есть, как только закончилась суббота, вечером, в начале первого дня недели, Павел пожелал проститься с верующими, и это прощание его затянулось до полуночи.

А вот свидетельство, которое Брат Алексей не заметил, особенно говоря о "языческих странах":

Деян 16:12,13 - "оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами."
Что мы видим здесь? Во-первых, здесь нет иудеев - это Европа, Македония, Филиппы. Здесь нет синагог, на которые обычно списывают субботние проповеди апостолов и Иисуса Христа. Здесь есть МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ у реки, в котором собирались В СУББОТУ. К тому же, мы видим, что Павел был уже в Филиппах НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, и только после этого, когда наступила суббота, он пошел в молитвенный дом. Это показывает, что Павел знал, где, когда и как собираются на богослужения обращенные из язычников в тех местах, где нет синагог.

И на фоне всего сказанного можно прочесть еще тексты из деяний, свидетельствующие о соблюдении субботы во времена апостолов:

Деян 13:42-44 - "При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие."
Здесь мы видим язычников, которые просят Павла проповедовать в следующую субботу. А это, между прочим, не иудейский город. Они спокойно могли просить Павла говорить на следующий день, то есть в первый день недели, тем более, что у всех язычников первый день недели был выходным днем, и гораздо больше людей могло бы собраться на проповедь. Но следующая проповедь для язычников была сказана только в субботу, причем это уже врядли было в синагоге, так как "почти весь город" не мог бы поместиться даже в самой крупной синагоге. А тем более, язычникам в синагогу входить не позволялось. Так что проповедь явно была на одной из площадей языческого города.

Деян 17:2 - "Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний."
Да, это была иудейская синагога, но в языческой стране - в Греции, в Фессалониках. И в этом городе Павел проповедовал только по субботам.

Деян 18:4 - "Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов."
А это уже Коринф, тоже языческий город в языческой стране. Хотя здесь присутствует синагога. Но ведь Павел не мог проповедовать в языческих храмах. Иногда он говорил на улицах, но все же он предпочитал помещения синагог, где была соответствующая обстановка. Кстати, подобно православным храмам, синагоги были открыты в каждый день недели, так как синагога - это не только место для богослужений, но также и школа.

Вот такие мы имеем свидетельства, дорогой Брат Алексей. А что до записей Юстина-мученика, то есть серьезные подозрения на то, что это - интерполяция, то есть более поздняя вставка, так как это свидетельство попросту дописано в конце его книги в виде приложения, не имеет никакой контекстной связи с общим содержанием, и к тому же его стиль несколько отличается от общего стиля письма Юстина. Причем, это - единственное свидетельство о соблюдении первого дня недели, дошедшее до нас со второго века христианства, то есть, спустя сто лет после Христа, и почти половину века после смерти последнего из апостолов. Но, как мы знаем, уже во дни апостолов "много лжепророков появилось в мире" ( 1Ин 4:1).

А что до историка Шафа, то что еще он мог сказать? Он просто делает выводы так, как обычно делают историки - поверхностно. А то, что христиане начали соблюдать вначале два дня, а затем перешли на соблюдение воскресенья по причине гонений - это почему-то не принимается во внимание. А гонения вначале происходили на евреев, и некоторые христиане, боясь, чтобы из не приняли за евреев, стали принимать другие формы поклонения, а именно: суббота у иудеев была и остается днем пиршества и веселия, а христиане сделали ее днем поста. Но это было уже далеко не в первом веке. А затем начались гонения собственно на христиан, и чтобы их не опознавали по празднованию субботы и по отсутствию в языческих храмах в воскресенье, они уходили в катакомбы на два дня - вот там то и начало потихоньку воскресенье входить в христианство, поначалу как праздничный день пиршеств, а затем и как основной день религиозных собраний.

Но это - история. Ее все стараются преподносить по-своему. А вот Священное Писание полно неоспоримых фактов - в нем только восемь раз упоминается первый день недели, и ни разу при этом не говорится о богослужении в этот день!