Clicky

О какой пище говорил Павел в 1 Кор.10:25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования?

Школа

Спрашивает Евгений
Отвечает Александра Ланц, 19.01.2010


Мир вам, Евгений!

Если внимательно прочитать всю вторую главу, то можно увидеть, что вопрос стоит не о чистой или нечистой пише, а том, кушать ли идоложертвенное (ритуальное) мясо, которое продавалось «на торгу» и, кстати говоря, было дешевле обычного мяса.

"Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них (*отцов наших)... возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.

Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы [решимся] раздражать Господа?

...Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. ...Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию".



Павел говорит следующее:

1) христиане имеют жертву во Христе, только эта жертва истинная, поэтому только причащение крови (вино) и плоти (хлеб) Иисуса есть приобщение к верной Жертве, когда верующий находится у Истинного Жертвенника. Это названо «трапезой Господней»;

2) язычники, выросшие на жертвах, предназначенных идолам, должны знать, что такие жертвы – бесовские и такая «чаша бесовская».

И далее Павел произносит очень важные для нас слова о том, что мясо, предложенное в жертву идолам, само по себе не является бесовским, потому что «Господня земля, и что наполняет ее». Так что если кто-то позвал тебя в гости и угощает мясным блюдом, тебе не надо тщательно исследовать, было ли это то самое дешёвое мясо, которое продаётся на торгу для того, чтобы приносить его в жертву идолам. Просто кушай и радуйся, ведь ты-то знаешь, что идол – это ничто, и идоложертвенное – ничто (1Кор.10:19)

Однако, Павел предупреждает, что «если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести». Заметьте, что есть нельзя не ради себя, а ради того, кто предложил это вам. Почему? Потому что вы своею жизнью должны утверждать, что только Христос – Истинная Жертва, и что верить нужно только в Эту Жертву и кушать только Этой Жертвы. Значит, когда пред вами сидит человек, который пока ещё не знает об этом, и предлагает вам покушать от чуждой жертвы, вы должны отказаться и рассказать такому человеку о Жертве Христа. И это будет на пользу тому человеку. Хотя сами-то вы спокойно могли поесть предложенного мяса, потому что оно для вас просто мясо и ничего больше.

Именно об этом Павел говорит в восьмой главе:

«О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. ...кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:1-4).

Видите? Мы-то знаем, что идол – это ничто, поэтому можем спокойно кушать дешёвое мясо, которое продаётся на торгу! Но мы не должны превозноситься, кичиться этим знанием, чтобы спокойно кушать идоложертвенное на виду у тех, кто всё ещё не имеет нашего знания, и может подумать, что нет ничего страшного в том, чтобы поклоняться идолам и кушать предназначенное им. Об этом седьмой стих:

«Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется».

Совесть оскверняется от такого мяса! Мы, сильные во Христе, знаем, что «Пища (*имеется ввиду ритуальная пища) не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», но эта свобода, это знание не должны послужить соблазном для немощных, которые всё ещё думают, что пища делится на обычную и ритуальную.

«Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1Кор.8:9-13).

Об этой же проблеме отношения к ритуальному мясу Павел говорит в Рим.14:1-3. Мы не должны кичиться своим знанием и осуждать тех, кто ещё немощен с свободе и боится случайно откушать ритуального мяса, а потому кушает только овощи.

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его».

Надо очень хорошо понимать, что Павел даже и не собирался обсуждать Закон о чистой и нечистой пище, который, кстати говоря, был известен ещё Ною (Быт.7:1-2), но когда речь в его посланиях заходит о пище, это разговор об идоложертвенном и о том, как надо к нему относиться.

С уважением,
Саша.