Что такое богослужение? Это когда Бог служит человеку или человек Богу?
Спрашивает ОлегОтвечает Виктор Белоусов, 15.03.2013
Мир Вам, Олег!
В Богослужении происходит особая встреча Бога и людей - где Бог служит людям, а люди служат Богу. Вспомните евангельскую историю, когда на Тайной Вечере Христос омывает ноги ученикам - Он этим служит им. Христос искупил нас Своей смертью и воскресением - Он служит нам. Мы поклоняемся Богу, помогаем ближним - тем самым мы "служим" Ему. Понятно, что Он может существовать и без нашего "служения", но в идее богослужения как раз сочетаются обе эти стороны - когда в общении между собой участвует Бог и человек.
Чтобы увидеть Библескую модель Богослужения - как оно происходило на разных этапах истории, приведу цитату из словаря Брокгауза:
СУЩНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Смысл и назначение любого богослужения заключаются в общении Бога со Своим народом, Господа со Своей Церковью, обновляющейся и укрепляющейся в богослужении, дабы Божья воля вершилась на земле через посредство людей (Мф 6:9,10), "к похвале славы Его" (Еф 1:12). Поэтому ап. Павел говорит о "разумном (бого)служении" (логикен латрейан, Рим
12:1) христиан, приносящих в живую и святую жертву Богу свои тела, т.е. себя полностью. В богослужени выражается благодарность людей Богу за уже дарованные блага и просьба о совершении новых благих деяний. Именно в этом заключается смысл богослужения. Но сознание христианина не может мириться с тем, что богослужение иногда сводится исключит. к внешним формам. "Послушание лучше жертвы" (1Цар 15:22), т.к. Господь не дал Своему народу никаких конкретных предписаний относит. того, как совершать жертвоприношения, но заповедал: "Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом" (Иер 7:22,23). В сущности, богослужение необходимо в первую очередь человеку, а не Богу, т.к. Он, дающий всему жизнь и дыхание, ни в чем не нуждается и "не требует служения рук человеческих" (Деян 17:25).
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПЕРИОД ДО ПРИЗВАНИЯ МОИСЕЯ
В повествовании о временах патриархов упоминаются жертва "от первородных стада" (Быт 4:4), благодарств. жертва (Быт 8:20) и возлияние (Быт 35:14). Говорится также о призывании имени Господа (Быт 4:26; 12:8) и о приношении десятины (Быт 14:20; 28:22). Если богослужебные деяния Каина находились в полном противоречии с его душевными помыслами (Быт 4:3,5-7), то у Авраама они находились в полной гармонии (Быт 22:1-18).
БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА
1) порядок ветхозаветных богослужений был заповедан Самим Богом на горе Синай. Ежедневные жертвоприношения (Чис 28:3-8) дополнялись особыми богослужениями, совершавшимися в субботу (ст. 9,10), в день новолуния (ст. 11-15), в великие ежегодные праздники (Чис 28:16 - 29:39), в субботний (Лев 25:1-7) и юбилейный годы (ст. 8-19). Этот
порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром богослужения было святилище, скиния или храм с находящимся в нем ковчегом завета. Здесь совершали службу священники и левиты; в Б. (прежде всего во время праздников) участвовала вся израил. община (Втор 16:16; ср. 1Цар 1:3-5; Лк
2:41,42); 2) началом ветхозаветного богослужения стало обнародование Моисеем Закона ( Исх 24:7,8; 25:1,2 и др.), однако чтение Закона не стало постоянной частью богослужения. В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон (Втор 1:3). После него это делали Иисус Навин (Нав 24:25), священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата
(2Пар 17:7-9) и Иосии (4Цар 23:2), а также Ездра (Неем 8:1-8), однако происходило это лишь в решающие моменты истории Израиля и, согл. завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей (Втор 31:9 и след.). Регулярного обращения к Закону в ветхозаветном богослужении не было, но заменой ему служили публичные проповеди пророков (Иер 2:1,2; 7:1,2) и чтение пророч. речей в храме (Иер 36:1-10); 3) в центре богослужения находилась ЖЕРТВА. Жертвы курения ( Исх 30:7,8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предписывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Чис 28; 29). За жертвоприношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9:22 и след.; Чис 6:22-27). Жертвы приносились царями (3Цар 3:4), народом (2Пар 15:11) или отдельными людьми (Лев 1-5). За исключ. жертвы всесожжения (Втор 12:27) и жертвы за грех (Лев 4:11,12), обряд жертвоприношения
обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в которой участвовали принесшие жертву (1Цар 9:13,19, 22-24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе ( Исх 12:3-13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Лев 7:15-18; Втор 12:5-7,11,12,27), десятин (Втор 14:22-27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Втор 15:19, 20); 4) радость богослужения находила свое выражение в ТАНЦЕ (Пс 86:7 - в Синод. пер. - "играющие"; 149:3 - в Синод. пер. - "с ликами"; 150:3 - в Синод. пер. - "с ликами") и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1Пар 16:42; 2Пар 5:12,13; Пс 80:3,4).
Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида "Славьте Господа" (1Пар 16:7-36; 2Пар 20:21; ср. Неем 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс 4:1; 9:1; 21:1; 38:1; 52:1; ср. также, напр., Авв 3:19). Левитские певцы и музыканты могли "провещавать" (1Пар 25:1; ср. 2Пар 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Пс 45:1; 49:1; 87:1 и др.), а также исполнять их в храме; 5) за искл. славословия левитов, МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (3Цар 8:22-53) или молитвы Иосафата (2Пар 20:5-12) и Езекии (2Пар 30:18-20).
ПОСТ также был предписан только в день искупления (Лев 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Зах 7:3-5; 8:19); 6) величие храма и богослужение (Пс 25:6-8; 26:4; 64:5; 83:2-5,11), радость по поводу "восхождения" народа перед своим Богом (Пс 121:1-4) неоднократно воспеваются в псалмах. "Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его" (Пс 95:6; ср. 1Пар 16:27). Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища (Пс 41:5 и след.; 42:4 и след.; 62:2 и след.), и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Пс 73:3-7).
СИНАГОГАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
В позднем иудаизме появилась новая форма богослужения - синагогальное, восходящее, предположит., ко времени вавил. плена. В то время как служение в храме обретало все большее великолепие и полноту (ср. Сир 50:1-23), в синагоге особое значение придавалось тому, чего евреям так не хватало: чтению и толкованию Свящ. Писания (ср. Лк 4:15-27) и общей молитве, участвовать в к-рой мог любой израильтянин; только право благословлять оставалось исключит. за священниками и левитами.
После разрушения храма в 70 г. по Р.Х. центром иуд. богослужения стала синагога.
НОВОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
1) будучи евреем, ИИСУС участвовал в Б. Своего народа как в храме (Лк 2:41 и след.), так и в синагоге (Мк 1:21,22; Ин 18:20), а также поучал народ вне молитв. зданий (Мк 7:14-16). Но лишь Своих учеников Он поучал откровенно, не прибегая к иносказаниям (Мф 16:21; 17:22,23; 20:17-19; Мк 4:34; 7:17-23; Ин 13:31 - 16:33). Он резко выступал против показной молитвы (Мф 6:5), советуя лицемерам уединяться при обращении к Богу (ст. 6); Сам же Он мог молиться в присутствии Своих учеников, тем самым
научая их истинной молитве (Мф 11:25,26; Ин 17). Иисус принял крещение (Мф 3:13-17) и заповедал креститься Своей Церкви (Мф 28:18-20); Он совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и предписал Церкви повторять ее (1Кор 11:23-26). Во всем этом видна Его связь с древними традициями ветхозаветной Церкви, которые, тем не менее, наполняются новым содержанием и трансформируются изнутри;
2) соответствующее переходное состояние характерно и для ОБЩИНЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН в Иерусалиме. Уча и благовествуя, верующие каждый день посещали храм (Деян 2:46; 3:1; 5:42), "пребывали в притворе Соломона" (ст. 12), и никто из посторонних не решался присоединиться к ним (ст. 13). Жертвоприношения они совершали только в исключит. случаях (Деян 21:26; 24:17,18). И в повседневной жизни они тесно общались друг с другом (Деян 2:44; 6:1 и след.), совершали в домах Вечерю Господнюю, вероятно, по окончании основной трапезы (Деян 2:42,46) и вместе молились (Деян 4:31; 12:12). Крещение могло совершаться как при стечении народа (Деян 2:41), так и в присутствии всего нескольких христиан (Деян 10:45,48). Крестить мог один благовестник или апостол (Деян 8:36-38; 16:33);
3) СУЩНОСТЬ НОВОЗАВЕТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ заключена в словах Иисуса о том, что Отец ищет Себе таких "поклонников", к-рые будут поклоняться Ему в -> Духе и -> истине (Ин 4:23,24). Богослужение в Церкви руководит Сам Господь посредством Своего Духа, "а где Дух Господень, там свобода" (2Кор 3:17). Но свобода исключает поверхностное или
формальное служение; она также ни в коем случае не означает господства бесконтрольного чувства или экстатического хаоса (1Кор 14:33). Богослужение должно проходить благочинно, т.к. "духи пророческие послушны пророкам" (ст. 32). Ап. Павел указывает на необходимость строгой последовательности в исполнении псалмов, в поучении, в "говорении языками", в истолковании сказанного, а также в пророчествах (ст. 27,31). Если же во время пророчества Господь дарует другому человеку
новое откровение, то первый должен умолкнуть и дать возможность говорить другому (ст. 30). Павел разделяет молитвы, к-рые могут быть соединены с постом и возложением рук (Деян 13:2,3), на "молитвы умом" (т.е. сказанные понятными словами) и на "молитвы духом" (1Кор 14:14 и след.). Подобное же различие он проводит между псалмами (псалмой) и славословиями (гюмной; отрывки из них сохранились, напр., в Еф 5:14; 1Тим 3:16), с одной стороны, и "духовными песнопениями" (одай пнеуматикай; Еф 5:19; Кол 3:16) - с другой. Учение и наставление, составляющие главную часть богослужения, должны быть основаны на Свящ. Писании (Деян 17:2; 18:28; Рим 15:4; 2Тим 3:16) и на словах Иисуса Христа (1Тим 6:3); к чтению Писания (1Тим 4:13) добавляется чтение посланий церквей (Деян 15:30,31) и апостольских посланий (Кол 4:16; 1Фес 5:27). Не позволяя женщине публично поучать общину (1Тим 2:12; но ср.
Тит 2:3-5), ап. Павел, очевидно, не отказывает ей в праве совершать молитву и пророчествовать (1Кор 11:5). Повеление женщине молчать (1Кор 14:34,35), видимо, подразумевает запрет вмешиваться в чужой разговор или перебивать проповедника вопросами во время богослужения.
БОГОСЛУЖЕНИЕ НА НЕБЕСАХ
Богослужение на земле - это отображение Богослужения на небесах. Ветхозаветное жертвоприношение служило "образу и тени небесного" (Евр 8:5). Христос "со Своею Кровию однажды вошел во святилище [в самое небо] и приобрел вечное искупление" (Евр 9:11,12,24). Ангелы - "суть служебные духи" (лейтургика пнеумата; Евр 1:14); серафимы
славят Бога (Ис 6:2-4); хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах ( Откр 4:8-11; 5:8-14; 7:9-12; 11:15-19; 14:1-3; 15:2-4).
Думаю что, исходя из приведенных текстов Библии, можно более подробно исследовать эту тему.
Благословений,
Виктор