Керигма Иисуса как доказательство отсутствия в Его учении почитания икон

Спрашивает Роман
Отвечает Виктор Белоусов, 11.06.2007


Мир Вам, Роман!

Керигма Иисуса эсхатологична. По мнению христиан апостольского века, Иисус должен был явиться вновь еще при их жизни. Им просто не нужен был культ с перспективой на долгие века. А для поклонения вполне подходил еще не разрушенный Храм - там христиане поклонялись Богу и приносили жертвы (Деян.21:20 и дальше).

Необходимо не просто разобраться что иконопочитание - это плохо (или хорошо), сколько мы нуждаемся в объяснении, что почитания икон не было ни в ветхозаветные времена, ни в во времена ранней церкви.

А тем более, исторический Иисус был бесконечно далек от того, чтобы учить чему-то подобному.

Необходимо различать допасхальную и послепасхальную керигму.

Первая принадлежит непосредственно Иисусу, вторая - тем, кто проповедовал о Нем после Воскресения.

Они имеют принципиальные отличия – Иисус проповедовал о Царстве Божьем, где Он является Царем, Его последователи – о Нем Самом, воскресшем из мертвых.

После Пасхи акцент сменился – если Иисус говорил о исполнении чаяний иудеев – наступлении Царства YHWH, то Апостолы говорили о Царстве уже несколько в ином ключе.

Иисус своим воскресением начал новую эру в истории человечества, открыв путь к избавлению от власти греха и тлена. В этом допасхальная и послепасхальная проповедь во многом сходны по смыслу, если рассматривать их в самом общем виде.

Основной темой проповедей Христа было Царство Божие (или Царство Небесное). Эту тему Иисус принял от Иоанна Крестителя (Матф.3:2 и Матф.4:17, Мк 1:15). О нем Иисус говорит в Нагорной проповеди – вспомните заповеди блаженства (Матф.5:3 и далее), учение о праведности, превосходящей праведность фарисеев и книжников (Матф.5:20) и Молитву Господню (Матф.6:10). Саму деятельность Иисуса (керигму, ни как содержание проповеди, а как акт) можно охарактеризовать как возвещение "Евангелия Царствия" (Мф 4:23, 9:35), "благовествования Царствия Божия" (Лк 4:43, 8:1, 16:16).

Наступление Царства должно произойти уже при жизни современников Иисуса. Оно уже наступает:

"Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет." (Мар.13:30)

"Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Матф.25:13)

"В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Иоан.14:2,3)

Но Иисус обещает, что текущее состояние будет длиться недолго: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.» (Иоан.14:18,19)

Поэтому ученики Иисуса думали, что Пришествие состоится еще при их жизни.

Пока же Иисус не пришел, христиане приезжали для поклонения в Иерусалимский Храм:

«Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения…» (Деян.24:10,11)

Естественно, иудейские христиане ни так уж и многим отличались от последователей нормативного иудаизма. Во всяком случае, последователями новой мировой религии они себя не осознавали и сохраняли практически все практики иудаизма:

"Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда." (Деян.21:20-25)

Могло ли в такой ситуации существовать почитание икон? Если христианин приносил жертву Яхве по обету, то можно ли представить, что он затем совершал акт поклонения перед поклонным изображением?

Время шло, а Христос не возвращался. Люди устали ждать. Эсхатологический накал (ожидания Второго Пришествия) отошел на второй план. Когда же христианская церковь стала государственной, у неё появились вполне определенные политические интересы для реализации которых были необходимы более прагматичные культовые практики.

Одной из таких практик стало почитание икон. Иконопочитание представляет собой вполне завершенную форму отношений с объектом культа. Поклоняться иконе возможно в любое время и любую эпоху - не нужно никого невидимого ждать...

Вот в чем состоят отличия христианства тогда и христианства сегодня.

Благословений,

Виктор