Когда человек неправославный принимается пенять православному за иконопоклонение, он делает это не от большого ума. Но полагаю, что и православному не стоит вставать на защиту иконопочитания. Мы ведь ко всему должны подходить «с точки зрения вечности», не так ли? Иными словами, помогает ли икона человеку на пути Спасения? Сомневаюсь и попытаюсь изложить эти сомнения, простите, что не получилось коротко.
Почему человек приходит в Церковь? Не на экскурсию в храм, а в Церковь? Потому что у него проблемы – недовольство собой, жизнью и тд. В чём корень этих проблем, где бо-бо? Совесть бо-бо. Не в том смысле, что она гложет за что-то конкретное. Это тоже есть, но не оно главное. Общее недовольство жизнью – вот продукт больной совести. Именно с этой бедой мы все когда-то пришли в Церковь, и правильно сделали, ибо никто другой помочь не может. Однако западная церковь и восточная (Православие) имеют принципиально различные подходы: западная лечит симптомы болезни, восточная – причины болезни.
Коротко говоря, учение протестантизма де-факто является ЛЕКАРСТВОМ ОТ СОВЕСТИ.
Бог тебя любит, Бог за тебя умер, помолись, покайся, и ты прошён – верь в это. Если же завтра совесть вновь начнёт тебя теребить, знай, что это голос лукавого, который хочет посеять у тебя сомнение в прощении, в любви Божей. Долой этот противный голос, будь твёрд в вере!
Православное учение стремится открыть человеку, отчего у него проблемы с совестью: если человек присмотрится к себе, он увидит в своём сердце как бы змеиное гнездо, где свились клубком самые разные страсти и страстишки, которые незаметно для человека руководят его поведением, велят поступать не по совести, а по похотению. Увидеть это отнюдь не просто и ещё сложнее искоренить оных змиев – на это уходит вся жизнь.
Надо думать, что православные охотно согласятся со сказанным.
Но вот какая беда: на практике всё получается наоборот!
На практике протестант не больно-то вдаётся в тонкости учения. Он услышал главное – покаяние и молитва, слышит также в проповеди обличение греховных дел и привычек (пиво, курево, телевизор…) – и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАЧИНАЕТ ИСПРАВЛЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ. Именно покаянием и именно молитвой. Не станем же мы говорить, что покаяние и молитва не имеют силы, если человек называет себя протестантом! Учение – да, учение безблагодатное. Но, слава Богу, люди в массе своей не знают его и не следуют ему (речь о русских протестантах).
Православная практика, увы, также прямо противоположна учению. Фактически – хочу ошибиться! – православная практика как раз и сводится к «лекарству от совести». Разве знают православные собственное учение? В храме их никто не учит по той уже причине, что храм не пригоден для учения. Вместо этого люди знакомятся с ОБРЯДОМ, с внешней стороной религии. Суть же обряда – привлечь к Спасителю, помочь познать Того, Кто по благодати Своей дарует человеку облегчение и поддержку. Но, повторюсь, самого учения люди не слышат – и в результате ЗА ИСТОЧНИК БЛАГОДАТИ ПОЧИТАЮТ НЕ ХРИСТА, А ИМЕННО ОБРЯД, в том числе мощи, иконы, какие-то действия… Человек может пить, курить, бабничать – и искренне считать себя православным.
С месяц назад я впервые в сознательной жизни зашёл в православный храм. Увидел зал на этак 50 квадратов с картинами по стенам. Большинство из них, правда, не живопись, а изделия какого-то худпромысла, судя по обилию металлических и стеклянных блестючек. Собственно картин я запомнил две – бородатый мужик идёт по полю и смотрит в небо, а также тётка, расположившаяся на облаке в виде дивана. Облако с телевизором в рамку полотна не влезло. Этот шедевр, кстати, очень украсила табличка золотом размером в ладонь с надписью «От семьи Тулеевых» (Тулеев – губернатор Кузбасса). Пока я щурился от блеска «икон», мимо деловито прошёл мужичок и вставши на колени принялся в углу бодать стену. Там обнаружилось специально оборудованное место для бодания, с подушечкой-иконкой на стене, чтоб не до шишек. Боднувши пару раз, мужичок со смаком чмокнул ноги там же изображённого распятого Христа и убыл. Неужели православная церковь забыла, что подобное надо совершать в тайной комнате, не прилюдно? А если желающих пободаться вдруг наберётся с десяток? Встанут в очередь на бодание или начнут бодаться друг с другом за право первым боднуть стенку?
Так надо ли защищать иконопочитание? Неужели тётка на облаке поможет человеку в зрении своего сердца, даже если она пожалована губернатором?
Ответ очевиден. Правда, очевидное для одних прямо противоположно очевидному для других. Глупый ты, протестант, зверь! Надо, надо, ибо таково решение 7го Собора – вот что очевидно.
Что тут скажешь? Разве не факт, что в православии полно людей, которые всю веру видят в обряде? Факт. Соответственно ни о каком исправлении сердца у обрядоверов и говорить не приходится. Зато они очень активны и везде видят смуту, происки и козни. Вот и тут – окаянные иконоборцы собрали свой собор, да только не вышло, собрался настоящий собор и предал иродов анафеме, отстоял иконы…
На самом деле всё было иначе. Не было ни происков, ни войны за иконы. Протестантов, слава Богу, тоже не было. Была единая Церковь, разумное Тело Христово. И был у неё предохранитель от ошибок, а именно: когда Собор принимал решения, СЛЕДУЮЩИЙ Собор оценивал их благодатность «по плодам» и утверждал – т.е. придавал необратимый характер. Либо же отменял, если жизнь показала ошибочность сих решений. Именно этот предохранитель сработал в вопросе об иконах. Не забывайте, что речь идёт о временах, когда и грамотность была далеко не всеобщей, и книгопечатания ещё не было, книги же рукописные были редки и дороги. Икона фактически была единственным всем доступным выразителем святыни. Икона в доме означала для человека его причастность к Церкви, как сегодня для протестанта Библия. И у миссионера икона была единственным средством «наглядной агитации». Отказываться от икон было неразумно, и тот факт, что такая попытка была, ясно указывает, что против иконопочитания имеются весомые и серьёзные аргументы.
Но ведь сегодня положение дел совершенно другое. Икона – дело православной традиции, и если протестант принимается критиковать чуждую ему традицию, он просто глуп. Но и православный должен бы понимать, что икона БЕЗ УЧЕНИЯ не имеет ценности. Не иконы следует зачищать православным, а православное учение, пропагандировать его, распространять, а в первую очередь самим изучать.