gmlvsk3 писал(а): Хотелось бы получить ответы на затрагиваемые вопросы в статье:
1) Что такое любовь - «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Это определение раскрывается всей Библией и сконцентрировано в своём действии Его Голгофой. Дать полное определение слову любовь, также как и определению слова Бог человек не может, так как для определения какого-то понятия необхоимо его подвести под более общее другое понятие, которому бы оно принадлежало. Такого понятия для слов БОГ и ЛЮБОВЬ не существует. Чтобы понять слово Бог и принадлежащее Ему любовь, выражающее в Духе Святом, человек должен возвысится над Ними, быть выше Их, что человеку никогда не будет возможно.
Вот хочется вам постоянно возвышаться… Если бы Бога невозможно было бы познать, то как же Бог требует «возлюбить Бога»?
Есть ещё другой способ определения – максимальное ограничение области неизвестного. Например, когда мы говорим, что такое любовь, то отбрасываем то, чем любовь не является (не завидует, не мыслит зла, не ищет своего, не раздражается и т.д. –
1Кор.13). Также для познания можно использовать и плоды – дерево познаётся по плоду. В этом отношении любовь
«милосердствует, долготерпит, всё покрывает, все переносит, всему верит и никогда не перестаёт».
Таким образом, мы можем бесконечно приближаться к познанию любви, как и к познанию чего угодно другого. Ещё Ленин писал: «электрон также неисчерпаем, как и атом», что же сказать о Боге и любви? Для познания Бога, который и есть любовь, у нас есть вечность.
gmlvsk3 писал(а): 2) Любовь не связана с телесным. Любовь - это Божественное состояние человека, когда в нём присутствует Бог- Его Дух.
Связана-связана, ещё как связана… Не пренебрегайте телом, именно из-за этого у нас сейчас так много аутистов – не способных любить детей. Их родители думали так, как вы и лишали своих детей телесного контакта – сна с матерью, прикосновений, объятий, поцелуев, ношения на руках, взглядов и пр. Господь не побрезговал нашим телом – воплотился от Девы Марии и пребывает в нём до сих пор, и вы не брезгуйте.
gmlvsk3 писал(а): 3) Человек не может кого-то любить, а потом разлюбить.
Вот это – сколько угодно! Бог – да, не может, потому Он и свят. И преподобные святые любили всех, даже тех, кто их мучил и убивал. Человек же обычный – плотский, грешный, душевный – может разлюбить и чаще всего так и бывает. Поэтому мы имеем 60% разводов – больше половины браков. Даже матери часто ненавидят детей, а уж дети – тем более. Сама Христос об этом говорит: [
Мф.24:12] «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Охладеет – это значит, будет вначале горячей, а потом остынет, т.е. пройдёт.
gmlvsk3 писал(а): 4) Все, кто имеют любовь в себе к людям, в своей жизни рано или поздно становятся верующими людьми, хотя прежде они ими и не были.
Любовь – вершина христианской добродетели. Её нельзя «иметь», как вы пишете, Бог повелевает её достигать – «возлюби». Возлюби – это волевой акт, требующий чрезвычайного усилия. Бог делает всё, что от Него зависит, чтобы помочь нам, поэтому мы легко влюбляемся. Но дальше уже мы сами не способны поддерживать огонь и любовь охладевает, если не будет надежды. А надежды не может быть, пока нет веры. Вера же от слышания, а слышание – от слова Божиего. Начало же мудрости – страх Господень. Это фундамент: [
Еккл.12:13] «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека». Вы же считаете, что «все, кто имеет любовь, становятся верующими», т.е. перевернули всё с ног на голову. Дом строится не с крыши, а с фундамента. Движение идёт так: страх - вера - надежда - любовь.
gmlvsk3 писал(а): 5) Отвержение эгоизма, своего «я» есть наше жертвоприношение. Главное препятствие для неверующего человека стать с Богом есть его эгоизм.
Эгоистичные люди не могут любить и других людей, в них нет любви, т.к. эгоизм и любовь отрицают друг друга. В этих людях нет Бога, в них не может присутствовать Дух Бога — Святой Дух, то есть Бог.
С этим почти согласен. Эгоизм действительно самый большой враг любви, но, к счастью, любовь сильнее и всегда побеждает. Дух дышит, где хочет, в каждом из людей есть образ Божий – способность любить, поэтому и есть возможность спасения. Если человек, злоупотребляет свободой своей воли, ожесточённо заглушает этот Дух, тогда он препятствует возможности воссиять Духу любви. Это единственный грех, который в принципе не может быть прощён (хуление Духа Святого).
gmlvsk3 писал(а): 6) Любовь — это не чувство, как заявляют многие в этом мире. Любовь вызывает чувства.
Да, любовь – это устремление души, которая есть три в одном – разум, чувства и воля. Разумом мы понимаем, что хорошо, а что плохо, как мы должны себя вести (соблюдение заповедей). Воля необходима, чтобы возлюбить («возлюби Бога и ближнего» - волевой акт). Чувства дают нам возможность ощущать, правильно ли мы поступаем или нет. Если пребываем в Духе, то ощущаем мир, радость, добро, свободу, лёгкость и др. А если в нас бесы, то – печаль, уныние, отчаяние, гнев, раздражение, стеснение. Таким образом, любовь без чувств – это не любовь, но одни чувства это тоже не любовь а влюблённость. Как только чувства закончились, проходит и влюблённость. Для любви нужны силы души – воля и разум, начало которого, опять-таки – страх потерять любимого. Учась любить ближнего мы учимся любить Бога.
gmlvsk3 писал(а): 7) Может ли человек любить всех людей?
Может и должен. Именно это отличает любовь христианина от языческой: [
Мф.5:46] «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Если человек не любит хотя бы одного человека и попадёт с ним в рай, не станет ли рай адом (возьмите притчу о блудном сыне, как огорчился его брат и не зашёл в дом на пир. Это и есть ад).
gmlvsk3 писал(а): Зачем Христос, чтобы освободить людей от греха их должен был пойти на Голгофу пролить Свою кровь?
Затем, чтобы создать Церковь – тело Христово. Все люди – потомки Адама, унаследовали от него смертельную болезнь – грех. Бог воплощается – то есть соединяет неразрывно природу божественную и человеческую – и исцеляет её, убивая грех (повреждение) смертью. Грех погибает, а Бог умереть не может, поэтому исцелённая природа человека воскресает. Новый Адам – Христос. Как каждый человек исходит (рождается) из первого Адама грешным, так для каждого человека теперь есть возможность войти в Нового Адама – Христа (Церковь). Без пролития крови (смерти и воскресения) Бог не мог создать новую природу человека – без греха, не было бы и Церкви, не было бы и спасения. Все ветхозаветные праведники попадали в ад на «лоно Авраамово».
gmlvsk3 писал(а): 9) Страдания, святость и любовь между собою связаны в одно целое.
Я искренне рад за вас, по-моему, раньше от вас этой мысли не было слышно. Вы уже исповедуете Православие. Плотский человек без страданий не может достичь любви, без которой, в свою очередь, нет и святости. Святые отцы учили: «Даждь кровь, приимешь Дух». Это протестанты учат, что поверил – и спасся. Католики покупают спасение у папы за свои «добрые» дела. Православие учит именно тому, что вы написали – «страдания, святость и любовь связаны». Путь к любви и святости через страдания, но когда человек достигает святости и любви, он страдать уже не может, потому что сами по себе страдания (по-славянски, «страсти») – проявления греха. Отдашь кровь – примешь Дух.
gmlvsk3 писал(а): 10) Класическое определение слова любовь в толковых словарях есть ложь.
Ещё раз порадовался за вас. В словарях даётся определение любви плотской – похоти, или «эроса».
gmlvsk3 писал(а): 11) Преградой для неверности супруга (супруги) может быть только любовь.
Конечно, да. Любовь даёт человеку столько счастья, что обычный секс по-собачьи становится омерзительным. Даже если любящий и «вильнёт на сторону», то именно вильнёт, а не убежит. Грех даст ощущение буквально смертной тоски, человек ощутит, что предал любовь и вернётся.
gmlvsk3 писал(а): 12) Любовь, только любовь может быть источником служения Господу. Почему Господь спрасил Петра: «Любишь ли ты меня?»
Любовь – вершина. Это служение сынов Божиих – святых, которые не искали никакой выгоды и служили Богу, перенося страдания и смерть с радостью. До этого есть ещё ступень наёмника, когда человек ожидает от Бога воздаяния – за исполнение заповедей – благо, за неисполнение - наказание. Это тоже высоко, так служил пророк Давид. Ниже – ступень верного раба, когда человек из страха погибнуть или потерять Бога исполняет заповеди. Это – начало спасения, кто служит из страха, уже спасается. Большинство из христиан рабы непотребные – хотя Бога якобы и боятся, но заповеди нарушать не боятся – «Бог простит…».
gmlvsk3 писал(а): 13) Иисус рассказывает о любви Бога к людям в притче «О блудном сыне». Известный художник Рембрандт решил воспроизвести эту притчу в своей картине, но допустил духовную ошибку. Согласны ли вы с моим мнением?
С точки зрения католиков – нет. У них принято каяться на коленях, поэтому Рембрандт ничего другого и представить себе не мог. А в Православии считают, что отец не позволил стать сыну на колени, хотя он и собирался это сделать. В целом, эта картина – большое достижение по сравнению с предшествующими: «Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского, изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи — встречи отца и сына и прощении».
gmlvsk3 писал(а): 14) И еще, очень важная сторона любви та, что когда любят — всегда ждут.
Христианская – да, «любовь – долготерпит, всего надеется, никогда не перестаёт». Но, опять же, это – идеал, вершина добродетели. Если человек не только веры не имеет, но и страха потерять любимого, то может не ждать.
gmlvsk3 писал(а): 15) В своей жизни мы часто употребляем слово «любовь» вместо слова «нравится» и делаем это неправильно.
Да, это так.
gmlvsk3 писал(а): 16) В связи с неправильным понятием слова «любовь» люди делают и другую ошибку, когда говорят, что любовь может быть причиной страсти, что страсть — это уж очень, очень большая любовь. Любовь побеждает страсть.
Любовь и страсти, как вы уже писали раньше – нераздельны. Страсти (ревность, обида, гнев, отчаяние) – это обязательный атрибут ветхого, плотского человека. Любовь заставляет человека делать выбор между плотским и духовным, [
Гал.5:17] «ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти», буквально возводит его на крест: [
Гал.5:24] «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Пройдя через страдания, если человек не сходит с креста, не бросает его, то воскресает – становится духовным. Тогда любовь победит страсти. Но ведь Бог не заставляет нас идти на крест! Поэтому далеко не всегда побеждает любовь, человек может променять любовь на похоть плоти и сойти с креста.
gmlvsk3 писал(а): 17) Некоторым читателям романа Достоевского "Идиот" кажутся непонятными, а другим загадочными отношения князя Мышкина к двум женщинам: к Аглае и к Настасии Филипповне. В литературе нет правильного объяснения этого поступка. Однако из всего имеющего во всей литературе художественной на земле лучше нет нигде такого короткого обяснения понятия любви как в этом поступке, который основан, по моему мнению, на притче Господа «о заблудшей овце». См.
Матфея 18:11-14 и Лука 15:3-7.
Достоевский – глубоко верующий православный христианин. Чтобы понять Достоевского, нужно пережить страдание.