КНИГА О НЕФОРМАЛЬНОМ ВЕРУЮЩЕМ
К великому сожалению, в т.н. «христианских» книжных магазинах бывшего СССР довольно трудно найти, действительно, душеполезные книги на русском языке. Даже если таковые и есть, то их попросту не видно среди навязчивого глянца переведенных заокеанских «нетленок», созданных столпами однополярной эрзац-культуры. Разве что иногда промелькнут эпигон-опусы местного разлива, принадлежащие неумелому перу раболепствующих аборигенов.
И, тем не менее, на этом, казалось бы, безысходно-рутинном фоне возникают необходимые верующему русскоязычному читателю глубокие, воистину духовные и высоко профессиональные произведения. Изданные, как правило, скромными тиражами, они способны вдохновить на самоотверженное христианское делание и даже - на подвижничество в условиях отечественного пост-модерна.
К этим книгам вполне можно отнести сборник «Sandr Riga. Nonfiction», вышедший в начале текущего года в Латвии и посвященный лидеру неформального экуменического движения в СССР, узнику совести, прозаику и поэту, художнику и философу Сандру Риге.
Сандр Рига – настоящий властитель дум, внимательный собеседник о. Александра Меня и Иоанна-Павла II, Григория Померанца и Зинаиды Миркиной. Он – подлинный ценитель прекрасного во всех его проявлениях и одновременно - аскет, далекий от ханжества и «благочестивого» словоблудия. Официальщина, пафос, раздувание щек, выпячивание губ – что так популярно нынче, например, у российских христианских вожаков - чужды Сандру, как таковые. Искренность, честность, принципиальность и прочие добродетели выстраданы им в многолетнем духовном борении, в том числе – и с самим собой, они вымолены им у Всевышнего Творца и укреплены в застенках, они прошли через горнило разочарований, расставаний, смиренного созерцания и умного делания.
По его биографии вполне можно изучать историю современного христианства, причем, в нюансах, которые неизвестны даже маститым авторам популярных учебников, предназначенных студентам богословско-миссионерских вузов.
В сборнике «Sandr Riga. Nonfiction» содержатся некоторые документы, связанные с гонениями, которые Сандр Рига претерпел от советской власти в 80-е годы минувшего века, а также статьи тех людей, которые пытаются осмыслить его воистину уникальный духовный путь, путь осознания усмотренного Богом Церковного Вселенства. Многие из авторов - довольно хорошо известны в христианских кругах современной России. Все они в той или иной мере пробуют рассказать об искреннем исповедничестве Сандра, которое вряд ли возможно изложить в традиционно-сусальном житийном стиле. Ибо С. Рига - живой символ прибалтийской богемы 60-х и одновременно… один из первых московских неформалов (не ряженных, а настоящих!). Даже сегодня – не взирая на уже почтенный возраст – его вряд ли можно назвать «героем вчерашних дней». В 2001 году, будучи в столице независимой Латвии, я услышал присказку:
- «Что делает Сандр?
- «Он украшает Ригу!»
Этот каламбур построен на псевдониме Сандра, идентичном имени его родного города. Любопытно, что со временем псевдоним стал фамилией.
На правах человека, который лично знает Сандра, смею заметить, что он украшает не только древний город на Даугаве, но и… современное христианство. Да, «неформатный»! Да, не «святоша», поучающий каждого встречного и поперечного направо и налево! Да, взыскующий Истины и Красоты тогда, когда многие уже все нашли и… закоснели в тупой самодостаточности.
Не случайно о. Всеволод Чаплин назвал Сандра РЫЦАРЕМ, который посвятил себя «одной единственной цели – следовать за Христом, общаться с близкими по вере и духу людьми, молиться вместе с ними и проповедовать о Боге…»[1] Наталья Трауберг, размышляя о его экуменическом сообществе, заметила: «Дух, царивший у Сандра, был именно тот, по которому узнают учеников. Люди радовались друг другу, в Боге радовались. Однако писать такие вещи – опасно, они мгновенно покрываются сахаром. Поэтому писать о них не стану».[2]
На излете брежневского «застоя» христианская община, созданная С. Ригой и объединяющая верующих самых разных деноминаций, подверглась репрессиям. Особую обеспокоенность власть имущих вызывал Сандр, проповедовавший о необходимости единства всех христиан. «…и тогда, - как пишет Ирина Языкова, - блюстители порядка решили, что безопасности ради следует объявить его сумасшедшим и отправить на БЕССРОЧНОЕ лечение в спецпсихбольницу…»[3] (в этом контексте стоит заметить, что нынешние ревнители «церковной чистоты» и борцы с «экуменией» чем-то поразительно напоминают бдительных дяденек с Лубянки – Прим. Авт.). В «доме скорби» Сандр сумел – по милости Божией – сохранить и свои убеждения, и здоровье, которые подвергались изуверским воздействиям советской карательной психиатрии. В 1987 году - благодаря международной христианской солидарности - Сандр вышел из застенков. Его служение продолжилось. Опубликовано уже несколько изданий исповедальной книги С. Риги «Призыв», которая пользуется огромным успехом у мыслящих христиан. В известной степени, «Призыв» может быть дополнен и сборником «Sandr Riga. Nonfiction».
[1] Sandr Riga. Nonfiction. R., 2011. C. 131.
[2] Там же. С. 80.
[3] Там же. С.46.
Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ, профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России (СЕХР)