Книга о неформальном верующем

Служения, кампании, евангелизация. Обряды, традиции современных церквей

Книга о неформальном верующем

Сообщение diena » Чт янв 27, 2011 10:00 pm

КНИГА О НЕФОРМАЛЬНОМ ВЕРУЮЩЕМ


К великому сожалению, в т.н. «христианских» книжных магазинах бывшего СССР довольно трудно найти, действительно, душеполезные книги на русском языке. Даже если таковые и есть, то их попросту не видно среди навязчивого глянца переведенных заокеанских «нетленок», созданных столпами однополярной эрзац-культуры. Разве что иногда промелькнут эпигон-опусы местного разлива, принадлежащие неумелому перу раболепствующих аборигенов.
И, тем не менее, на этом, казалось бы, безысходно-рутинном фоне возникают необходимые верующему русскоязычному читателю глубокие, воистину духовные и высоко профессиональные произведения. Изданные, как правило, скромными тиражами, они способны вдохновить на самоотверженное христианское делание и даже - на подвижничество в условиях отечественного пост-модерна.
К этим книгам вполне можно отнести сборник «Sandr Riga. Nonfiction», вышедший в начале текущего года в Латвии и посвященный лидеру неформального экуменического движения в СССР, узнику совести, прозаику и поэту, художнику и философу Сандру Риге.


Сандр Рига – настоящий властитель дум, внимательный собеседник о. Александра Меня и Иоанна-Павла II, Григория Померанца и Зинаиды Миркиной. Он – подлинный ценитель прекрасного во всех его проявлениях и одновременно - аскет, далекий от ханжества и «благочестивого» словоблудия. Официальщина, пафос, раздувание щек, выпячивание губ – что так популярно нынче, например, у российских христианских вожаков - чужды Сандру, как таковые. Искренность, честность, принципиальность и прочие добродетели выстраданы им в многолетнем духовном борении, в том числе – и с самим собой, они вымолены им у Всевышнего Творца и укреплены в застенках, они прошли через горнило разочарований, расставаний, смиренного созерцания и умного делания.
По его биографии вполне можно изучать историю современного христианства, причем, в нюансах, которые неизвестны даже маститым авторам популярных учебников, предназначенных студентам богословско-миссионерских вузов.
В сборнике «Sandr Riga. Nonfiction» содержатся некоторые документы, связанные с гонениями, которые Сандр Рига претерпел от советской власти в 80-е годы минувшего века, а также статьи тех людей, которые пытаются осмыслить его воистину уникальный духовный путь, путь осознания усмотренного Богом Церковного Вселенства. Многие из авторов - довольно хорошо известны в христианских кругах современной России. Все они в той или иной мере пробуют рассказать об искреннем исповедничестве Сандра, которое вряд ли возможно изложить в традиционно-сусальном житийном стиле. Ибо С. Рига - живой символ прибалтийской богемы 60-х и одновременно… один из первых московских неформалов (не ряженных, а настоящих!). Даже сегодня – не взирая на уже почтенный возраст – его вряд ли можно назвать «героем вчерашних дней». В 2001 году, будучи в столице независимой Латвии, я услышал присказку:
- «Что делает Сандр?
- «Он украшает Ригу!»
Этот каламбур построен на псевдониме Сандра, идентичном имени его родного города. Любопытно, что со временем псевдоним стал фамилией.
На правах человека, который лично знает Сандра, смею заметить, что он украшает не только древний город на Даугаве, но и… современное христианство. Да, «неформатный»! Да, не «святоша», поучающий каждого встречного и поперечного направо и налево! Да, взыскующий Истины и Красоты тогда, когда многие уже все нашли и… закоснели в тупой самодостаточности.
Не случайно о. Всеволод Чаплин назвал Сандра РЫЦАРЕМ, который посвятил себя «одной единственной цели – следовать за Христом, общаться с близкими по вере и духу людьми, молиться вместе с ними и проповедовать о Боге…»[1] Наталья Трауберг, размышляя о его экуменическом сообществе, заметила: «Дух, царивший у Сандра, был именно тот, по которому узнают учеников. Люди радовались друг другу, в Боге радовались. Однако писать такие вещи – опасно, они мгновенно покрываются сахаром. Поэтому писать о них не стану».[2]
На излете брежневского «застоя» христианская община, созданная С. Ригой и объединяющая верующих самых разных деноминаций, подверглась репрессиям. Особую обеспокоенность власть имущих вызывал Сандр, проповедовавший о необходимости единства всех христиан. «…и тогда, - как пишет Ирина Языкова, - блюстители порядка решили, что безопасности ради следует объявить его сумасшедшим и отправить на БЕССРОЧНОЕ лечение в спецпсихбольницу…»[3] (в этом контексте стоит заметить, что нынешние ревнители «церковной чистоты» и борцы с «экуменией» чем-то поразительно напоминают бдительных дяденек с Лубянки – Прим. Авт.). В «доме скорби» Сандр сумел – по милости Божией – сохранить и свои убеждения, и здоровье, которые подвергались изуверским воздействиям советской карательной психиатрии. В 1987 году - благодаря международной христианской солидарности - Сандр вышел из застенков. Его служение продолжилось. Опубликовано уже несколько изданий исповедальной книги С. Риги «Призыв», которая пользуется огромным успехом у мыслящих христиан. В известной степени, «Призыв» может быть дополнен и сборником «Sandr Riga. Nonfiction».


[1] Sandr Riga. Nonfiction. R., 2011. C. 131.
[2] Там же. С. 80.
[3] Там же. С.46.


Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ, профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России (СЕХР)
diena
Новый участник
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Ср ноя 10, 2010 12:22 am

Re: Книга о неформальном верующем

Сообщение ленапс » Сб янв 29, 2011 1:28 am

diena
Ничего не могу сказать о Сандр Риге, - вероятно, он действительно истинно верующий христианин, вероятно - хороший человек, и достойный наставник (хочется верить), но вы, к сожалению, сделали почти всё, чтобы у верующих не возникло желания ознакомиться с его книгой , его мыслями.
Вы пишите о современном российском христианстве: (в духе "христианского" доброжелательства :cry: )
"безысходно-рутинном фоне", "ханжества и «благочестивого» словоблудия". "Официальщина, пафос, раздувание щек, выпячивание губ"
"эпигон-опусы местного разлива" "нынешние ревнители «церковной чистоты» и борцы с «экуменией» чем-то поразительно напоминают бдительных дяденек с Лубянки ", " закоснели в тупой самодостаточности", "у российских христианских вожаков",
И вы пишите о С.Риге:
"властитель дум", :shock: "украшает и… современное христианство". "Искренность, честность, принципиальность и прочие добродетели ", "смиренного созерцания и умного делания." (!) не «святоша»(?) "живой символ прибалтийской богемы 60-х"(??), "узнику совести"..."По его биографии вполне можно изучать историю современного христианства".

Задумайтесь, кому нужно такое разделение? На "черных" и "белых, пушистых"?
Ррразделяй и властвуй! Хорош экуменизм.

Сочувствую, что в Латвии нет хорошей христианской литературы.(?). В России и Украине есть!
Дорогу осилит идущий
ленапс
Старожил форума
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Сб май 09, 2009 6:02 pm
Откуда: ростов

Re: Книга о неформальном верующем

Сообщение diena » Пн янв 31, 2011 1:00 pm

По-моему, автор статьи абсолютно верно обратил внимание на то, что в пост-советском пространстве есть христианство подлинное и витринно-официозное, приторное до тошноты, а по сути - пустое, профанационное. Это - второе - вряд ли и христианством можно назвать. Оно все равно сгинет! Бог не допустит профанации.
diena
Новый участник
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Ср ноя 10, 2010 12:22 am

Re: Книга о неформальном верующем

Сообщение Михаил Баск » Вс фев 06, 2011 8:37 am

Согласен, что переводная «нетленка» не стоит бумаги, которая пошла на её печать. Однако говорить, что душеполезной литературы нет вообще - большое заблуждение. Правда, в «христианских» магазинах она и правда не представлена, но в православных книжных лавках есть, и прекрасные образцы. Авва Дорофей «Душеполезные поучения», Иоанн Лествичник «Лествица», работы Игнатия Брянчанинова, «Письма Валаамского старца», письма игумена Никона (Воробьёва). Из зарубежных практически все книги Льюиса Клайва. Например, его «Расторжение брака» - просто маленькое сокровище.

Что касается представленного автора, то я полностью согласен с уже сказанным – никакого желания знакомится с ним данный анонс не вызывает.
Михаил Баск
Старожил форума
 
Сообщения: 667
Зарегистрирован: Вт авг 26, 2008 12:46 pm

Re: Книга о неформальном верующем

Сообщение Orthodox » Пт фев 11, 2011 3:11 pm

Михаил Баск писал(а): Согласен, что переводная «нетленка» не стоит бумаги, которая пошла на её печать. Однако говорить, что душеполезной литературы нет вообще - большое заблуждение. Правда, в «христианских» магазинах она и правда не представлена, но в православных книжных лавках есть, и прекрасные образцы. Авва Дорофей «Душеполезные поучения», Иоанн Лествичник «Лествица», работы Игнатия Брянчанинова, «Письма Валаамского старца», письма игумена Никона (Воробьёва). Из зарубежных практически все книги Льюиса Клайва. Например, его «Расторжение брака» - просто маленькое сокровище.

Прочёл "Расторжение брака" Льюиса Клайва, действительно, это маленькое сокровище. Советую всем прочесть. А "Лествица" Иоанна Синайского должна быть, по-моему, настольной книгой христианина. На ней воспитаны многие поколения христиан и сегодня она совсем не потеряла актуальности. Человек остался тем же, - плотским, страстным и 15 столетий, отделяющих нас от автора книги роли не играют. Из новых книг очень хорошая - "Православная психотерапия", в которой кратко, очень доступно изложена вся суть христианства. Очень рекомендую: http://psylib.org.ua/books/vlaho01/index.htm
Orthodox
Оратор
 
Сообщения: 2833
Зарегистрирован: Ср июл 21, 2010 2:23 pm


Вернуться в Современная церковь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron
Маранафа