Спасение – это спасение от смерти, или исцеление природы человека, который изначально был создан по образу и подобию Бога для вечной жизни, но потом по своей воле исказил этот образ. Спасение есть соединение с Богом, поскольку только один Бог имеет бессмертие. Сам человек не может спастись ничем - ни познанием Бога, ни делами, ни крещением, ни покаянием - ничем. И Бог не в силах спасти человека помимо его воли, иначе человек перестал бы быть человеком. Спасение достигается совместным стремлением друг к другу Бога и человека. Человек, чтобы спастись, должен соединиться с Богом - "и уже не я живу, но живет во мне Христос"[Гал.2:20], или "Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом" [2Кор.6:16]. Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать Богом. Это и есть спасение. Если бы было возможно как-то по другому, то не нужно было бы ни боговоплощение, ни страдания, ни смерть Христа, ни Его воскресения, ни Церкви. Хватило бы пророков и закона или просто повеления Всемогущего всем спастись.
В эпоху ветхого завета все умершие попадали в ад, так как "закон ничего не довёл до совершенства" [Евр.7:19]. Но у праведников была надежда, как писал пророк Давид: "не оставишь души моей в аде" [Пс.15:10]. Ад - место бесконечного удаления от Бога. Для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников, Христос должен был умереть и оказаться в аду:
"потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды" [1Петра3:18-20]. После того, как Бок оказался в аду, преграда между человеком и Богом была разрушена. Бог своей смертью победил смерть и ад. Для этого потребовалась смерть Христа. Так появилась возможность освобождения из ада умерших во Христе: [1 Пет.4:6] «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом».
Для живущих единственный способ обрести бессмертие – соединение со Христом – первенцем из воскресших. После воскресения тело Христа избавилось от первородного греха – того повреждения, которое нанесли ему произвольно Адам и Ева и которое передалось всем последующим поколениям. Приобщение к этому телу – причастие –единственное драгоценное средство, которое дал Бог для спасения нам в Новом Завете: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Это то, что Бог дал в Новом Завете нам для спасения: [Евр.10:5] «Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне». Это настолько важный момент, что когда многие ученики отошли от Христа, сказав [Ин.6:60] «какие странные слова! кто может это слушать?», то Христос не стал их переубеждать, а спросил и апостолов, не хотят ли и они отойти. Для того, чтобы мы могли причащаться ко Христу и обретать бессмертие, было необходимо боговоплощение, смерть и воскресение. А для того, чтобы подавать этот хлеб жизни (плоть и кровь Свою), Христос основал Свою Церковь. Вхождение в Церковь осуществляется сеянием семени Святого Духа – Таинстве Крещения [Ин.3:5] «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Причащение к Телу Христову – Церкви – путём таинства Причастия – «сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» [Лк.22:19]. Когда христианин произвольно грешит, отпадает от Церкви и лишается благодати. Покаявшись и причастившись снова опять входит в Церковь. И так возрастает от силы в силу. Это мистическая сторона спасения, то, что сделал Христос для нас и то, что подаётся человеку даром от Церкви.
Личная сторона спасения, то есть то, что мы должны со своей стороны делать, наиболее кратко и понятно, по моему мнению, изложена у Силуана Афонского, я его процитирую.
«Вера, понимаемая не как логическое убеждение, а как чувство живого Бога; от веры рождается страх суда Божия; от страха – покаяние; от покаяния – молитва, исповедание, слезы. Покаяние, молитвы и слёзы, умножаясь и углубляясь, приводят сначала к частичному освобождению от страстей, откуда рождается надежда. Надежда умножает подвижнические труды, молитвы и слёзы; утончает и углубляет чувство греха, в силу чего возрастает страх, переходящий в глубочайшее покаяние, которое преклоняет милосердие Божие, и душа удостаивается благодати Святаго Духа, исполненной света Божественной любви.
И вера есть любовь, но малая; и надежда есть любовь, но несовершенная. Каждый раз, когда душа восходит от меньшей меры любви к большей, она неизбежно проходит через страх. Любовь своим явлением изгоняет страх, но, изгнанный малою любовью, он, при переходе души к большей любви, снова возрождается и снова преодолевается любовью; и лишь совершенная любовь, по свидетельству великого апостола любви, совершенно изгоняет страх, то есть страх, в котором есть мучение.
Есть иной страх Божий, в котором нет муки, но радость и дыхание святой вечности. Об этом страхе, который не должен оставить человека в пределах земного бытия, Старец говорит так: «Пред Богом должно жить с страхе и любви. В страхе, потому что Он Господь; в страхе, чтобы не оскорбить Господа плохим помыслом; в любви, потому что Господь есть любовь».
Более подробно, понятно для всех, изумительно и просто рассказал Серафим Саровский. Вряд ли кто будет утверждать, что преподобный Серафим не знал, как спасаться…Так что зачем пробивать своим лбом стену или слушать аутсайдеров? Берите лучшее, прочтите «О цели христианской жизни – беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым»
http://www.rodzianko.org/russian/variou ... Life.shtml