В центральном храме АСД г. Санкт-Петербурга 25 ноября состоялась вторая встреча из цикла «Израиль и церковь» -
«Когда евреи были христианами».
На ней поднимались вопросы отделения христиан от иудеев (и как это потом сказалось на самой церкви) и история первой церкви.
Главной целью этих встреч является
объяснение позиции Всемирной Адвентистской Церкви
в еврейско-адвентистском диалоге, -
- поскольку, увы, эти позиции чаще всего НИКАК не известны большинству адвентистов в России (за рубежом, в том числе за ближайшим рубежом, в наших теологических учебных заведениях читается специальный предмет об еврейско-адвентистских отношениях).
Чтобы евреи, переступившие порог наших церквей, не захотели сделать обратного шага, церковь должна быть готова принять их. Именно поэтому мы проводим наши встречи. Присоединяйтесь!
Предлагаем один из докладов, прозвучавших на Еврейско-адвентистской конференции в Иерусалиме (2006), идеи которого созвучны прошедшей теме:
«Когда евреи были христианами»
Конференция Адвентистско-еврейской дружбы
6 – 12 февраля 2006
Иерусалим
Христианская миссия –
все начиналось как миссия для евреев.
Жан Клод Верречия, Ньюболдский колледж
Название этого размышления отсылает нас к книге Деяний Апостолов. Согласно этой книги, христианская миссия началась как миссионерская деятельность по отношению к евреям:
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый;
и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии
и даже до края земли. (Деян. 1:8)
В начале книги «Деяния Апостолов» количество учеников – 120. В конце – это движение, охватившее весь мир. Как могло произойти такое?
Если мы обратим внимание на структуру послания, написанного Феофилу, а именно - на структуру Евангелия от Луки, - мы получим ключ к пониманию этого чуда.
Распрямить пружину
Труд Луки построен по типу пружины. Пружина может выполнять свою функцию, только если она скручена. В начале Нового Завета пружина Евангелия скручена. И в центре пружины находится Иерусалим.
Евангельская история берет начало в Иерусалиме, точнее в храме. Именно там, в храмовых дворах, Захарии явился ангел, сообщая о том, что жена Захарии вскоре забеременеет.
Именно туда Иосиф и Мария принесли младенца для очищения. (2:22).
Именно там Симеон и Анна-пророчица сказали свои первые предсказания о рождении Царя (2:25-38).
Именно там, в храме, Иисус продемонстрировал всем находящимся там свое превосходство перед любым другим двенадцатилетним мальчиком, и даже - перед раввинами (2:41). Именно там и тогда же, Иисус очень ясно показал, что Он должен оказывать наибольшее послушание Своему настоящему Отцу: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (2:49)
Именно там, в Иерусалиме, Иисусу пришлось перенести последнее и величайшее испытание. Лука пишет об этом не так, как Матфей: «И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз…» (4:9).
И когда Иисус, находясь на горе Преображения, решил идти дальше, чтобы довести до конца Свою миссию, Лука опять указывает на Иерусалим: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» (9:51).
Посещение Иерусалима для Иисуса было нечто вроде навязчивой идеи: «И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму». (13:22).
Но пойти в Иерусалим – это не простое путешествие: “Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим” (19:28). Это не только горизонтальное путешествие. Это также и вертикальное путешествие. Вы заметили: “проходил по”, но “восходя в Иерусалим”.
Зная это, мы понимаем странные слова из 13:33: «Мне должно ходить…, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне стен Иерусалима».
Интересно, что цели учеников тоже сфокусированы на Иерусалиме. Двое учеников из Эммауса после встречи с Иисусом «встав в тот же час, возвратились с Иерусалим» (24:33).
Уже в первом поручении, Иисус подчеркнул, что добрая весть покаяния и прощения грехов будет проповедана во имя Его всем народам, начиная с Иерусалима (24:47).И не удивительно, что после воскресения «они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (24:52, 53).
Проверить, полностью ли закручена пружина
В начале книги Деяний, Иерусалим все еще находится в центре сжимающейся пружины Евангелия. Словно кто-то проверяет, полностью ли она закручена? А теперь она закручена полностью!
Иисус повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца (Деян. 1:4). Место вознесения упоминается Лукой в связи с Иерусалимом: «в расстоянии субботнего пути (Деян.1:12), что составляет примерно милю. Только одну милю. В каком-то роде, Иерусалим описывается как место вознесения. Опять же, когда Иисус исчезает из вида, ученики «возвратились в Иерусалим» (Деян.1:12). В Иерусалиме начинается провозглашение Евангелия. В Иерусалиме мы оказываемся сразу после восхождения.
Это первая очень важная мысль, которую мне хотелось бы подчеркнуть в нашем размышлении. Прошу прощения за название моего доклада: христианская миссия некогда начиналась как миссия для евреев. Но было бы более точно и уважительно по отношению к тексту сказать «она началась в Иерусалиме».
В Новом Завете не описано никакой иной миссии, кроме той, что началась в Иерусалиме. Если вы забыли это, если вы решили изменить центр этой пружины, то вы изменили саму миссию.
Христианская церковь постепенно так и сделала, становясь все более и более антисемитской. Церковь сказала: «Пусть центр нашего Евангелия будет в Ефесе», где Иоанн обосновался с Марией и многими учениками. Ефес был таким большим и мощным городом по сравнению с Иерусалимом! Там церковь впервые открыла двери язычества. Или «давайте сделаем центр в Риме», - этот город еще больше, чем Иерусалим. В Риме церковь стала все больше и больше вовлекаться в политику. Позже стали говорить: «Давайте сделаем центр в Константинополе…».
Где же центр нашей миссии?
Конечно же, я не прошу переместить в Иерусалим Генеральную Конференцию адвентистов. Потому что Иерусалим Луки – это больше, чем столичный город. Этот город – город Мессии. А если мы не ставим Мессию в центр нашей миссии – то кто мы такие? Просто религиозная группа, среди многих других религиозных течений? Движение гуманистов среди других гуманистов? Обучающая организация – пусть даже одна из величайших в мире? Или политическая партия?
Ответ на этот вопрос был не так ясен уже для первых учеников. Прочитайте внимательно 3 стих из 1 главы: Иисус говорил с ними о Царствии Божием. Но спуститесь ниже к 6 стиху: они всё еще задают вопросы о царстве для Израиля.
Что является центром нашей миссии? Какой же Мессия находиться в центре нашей Миссии? Романтический Мессия богословов конца девяностого столетия? Греческий Мессия? или на сто процентов еврейский Мессия? Конечно же, этот вариант лучше всего, даже если при этом нам слишком часто кажется, что это какой-то анти-христианский Мессия.
Теперь пружина Евангелия полностью закручена. Мы знаем, что наступает момент, когда закручивать пружину дальше не разумно. Когда напряжение достигает своего максимума, более нельзя закручивать пружину без опасения ее повредить или, хуже того, вовсе сломать.
Роль Святого Духа
Кому-то нужно «нажать на кнопку». Конечно, не человеку. Обещание, данное Богом много лет назад пророку Иоилю, гласило: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8).
Давайте опять вернемся к названию нашего размышления: Христианская миссия - она началась как миссия евреям (Деян. 1:8). Прошу прощения во второй раз. И началась она в Иерусалиме. И началась она со Святого Духа.
Но здесь я осмелюсь признать существование одной проблемы, хотя, возможно, это кажется проблемой только для меня, но я в этом не уверен. Мне интересно, не был ли дар Святого Духа приписан только христианству, когда обетование представляется данным только для христиан? Мне также интересно, не стала ли пневматология 1 через столетия еще одним камнем предкновения в диалоге евреев и христиан?
Конечно, по существу, я не нахожу в Ветхом Завете того учения о Святом Духе, как его развило христианство, даже не смотря на то, что бедные экзегеты старательно изучают корень «руах» во всех его формах, чтобы доказать обратное!
Однако в заключении осмелюсь сказать, что христианская пневматология в таком виде, как она представлена сегодня, не далека от полной катастрофы,
катастрофы в плане понимания Бога, катастрофы сотериологии2 : «Я спасен, потому что получил Святого Духа в тако-то день, в такой-то час»,
катастрофы для служений в церкви в таком виде, в каком они представлены в 4-й главе послания к Ефесянам: апостолы, пророки, евангелисты, пасторы/учителя («Почему надо обязательно ехать в Ньюболд, чтобы изучать теологию 4 или 5 лет? Мне был дан Святой Дух, возможно, в большей степени, чем некоторым преподавателям там!»), катастрофы, касающаяся изучения Писания. Вот, что об этом сказал Жак Дукан: «Наивна вера христиан в то, что Святой Дух будет направлять в индивидуальном чтении Писания, не важно, как оно происходит”3.
Боюсь, что наша церковь слишком часто оказывается под влиянием не библейского учения пневматологии, исходящем из евангелических или пятидесятнических кругов. Я был бы рад, если, начиная с нашей встречи, мы стали по-новому размышлять о Святом Духе, что для меня является абсолютно необходимым.
Кто выполнил эту работу?
Евангелия начиналось в Иерусалиме. Начиналось со Святого Духа. Но как на счет его свидетелей? Кто они были? Жак Дукан объясняет, что евреев, кричавших «распни Его, распни» было не больше сотни. Большинство из них было из диаспоры. Они прибыли в Иерусалим на праздник Пасхи. Раньше они никогда не слышали об Иисусе. Они были хорошей добычей для саддукеев и фарисеев, которые искали поддержку среди населения, но не могли ее найти среди жителей Иерусалима, которые знали Иисуса и, в большинстве своем, отнеслись к нему очень серьезно.
Удивительно, эти евреи из диаспоры будут впоследствии среди тех, кто получит дар Святого Духа. Вернувшись домой, в свои страны, они будут первыми свидетелями Евангелия. Те, которые некогда противодействовали, стали первыми проводниками миссии. Так же было и с Павлом, убийцей из фарисеев, который был призван присоединиться к апостолам.
Снова вернемся к нашему заголовку «Христианская миссия»: первоначально она была адресована евреям (Деян. 1:8). Никогда более не поднималось подобной христианской миссии как та, первая. Понятно, что первая миссия, описанная в Деяниях, уже была на 100 % христианской. Но целями этой миссии были: во-первых, Иерусалим – еврейский столичный город, затем Иудея и Самария – тоже два еврейских региона, и только потом «концы земли», что не означает исключение евреев из этой миссии.
Если и была впоследствии «нееврейская» христианская миссия, то спасибо евреям, которые начали эту работу! Они решили поделиться с нами своими хорошими вестями. А не наоборот! Утешает то, что церковь сегодня снова использует евреев диаспоры в качестве свидетелей, помогающих своим братьям открыть Иисуса Мессию.
Не только евреи из диаспоры участвовали в той первой миссии. Книга Деяний упоминает также священников и левитов, которые присоединились к церкви в большом количестве.
Заключение:
История начала Евангельской миссии одновременно замечательно и печально.
Замечательно – потому что в конце книги Деяний, спустя примерно тридцать лет после начала миссии, Павел находится в Риме, за 3 тысячи километров от Иерусалима. Он провозглашает царствие Божие всем пришедшим, возвещает о Господе Иисусе Христе с дерзновением и без препятствий.
Многие евреи, не все, но многие, увидели в Иисусе Мессию. Таким образом, они не предавали веру своих отцов, но познавали всю ее глубину.
Они были лидерами первой миссии. Они были свидетелями обетования. Многие не-евреи стали христианами. И все они жили вместе.
Печально – потому что те новые не-евреи решили следовать по другому пути, по своему пути. На протяжении многих лет говорилось, что именно евреи ответственны за это разделение. Правда же может оказаться немного другой и до сих пор требует более глубокого исследования.
В любом случае, неужели время ссор не прошло до сих пор?
- Вы первые начали!
- Нет, вы, вы первые начали!
Несомненно, истина, в которую мы верим, Господь, которого мы любим, гораздо выше всего этого.
Д-р. Жан-Клод Верреччиа (Jean-Claude Verrecchia)
Ведущий преподаватель Нового Завета
Ньюболдский Колледж, Англия.
__________________________________
1. Любая доктрина о Святом Духе (прим. переводчика).
2. Учение о спасении (прим. переводчика).
3. Жак Дукан «Израиль и церковь» (Пибоди: Хендриксон, 2002, стр. 91).