Semenych писал(а):Orthodox писал(а):[
Ин.4:22] "
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев".
[
Ин.4:23]
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет СебеСинодалы употребили "чему кланяетесь", на самом деле здесь употреблено слово
3739 — ὅς
1. отн.м.:
кто, что, который, какой, иной.
Вообще, Ортодокс, сложные отношения самарян и иудеев - вовсе неудачный пример для оправдания икон. Если не вдаваться в подробности, то самаряне «
чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их» (
4Цар.17:41)
Давайте сравним ваше толкование
Ин.4:20-22 с православным (Толковая Библия под ред. А.П.Лопухина).
Синодальный перевод:
20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.Толкование:
19 - 20 Самарянка поразилась тем, что неизвестный прохожий знает все обстоятельства ее жизни. Вместе с тем, ей, по-видимому, стало стыдно перед таким мужем, которого она называет даже пророком, как бы припоминая о том пророке, пришествие которого было предвозвещено Моисеем (Втор. 18:18). Поэтому она хочет поскорее отвлечь разговор от своей личности, от ее неодобрительного поведения, и обращается ко Христу с вопросом общерелигиозного значения. Может быть, ей и на самом деле не были чужды патриотические чувства. Как бы то ни было, она желает знать от пророка, который, конечно, думает она, скажет ей всю правду, - где находится угодное Богу место поклонения или богослужения. Отцы самарян, т. е., так думает самарянка - патриархи: Ной, ковчег которого остановился, по верованиям самарян, на горе Гаризине, Авраам, Исаак и Иаков, которые также на этой горе приносили жертвы, - все кланялись именно на этой горе. Здесь сравнительно недавно стоял еще и храм самарянский, разрушенный незадолго до Р. X. иудейским вождем Иоанном Гирканом. Между тем, иудеи утверждали, что поклонение Богу возможно только в Иерусалиме.
21 В ответ самарянке Христос говорит, что скоро уже самаряне будут поклоняться Отцу (так Христос называет здесь Бога для того, чтобы внушить самарянке мысль о той близости, какая бы должна существовать между людьми и Богом) не на своем Гаризине и не в иудейском Иерусалиме. Здесь, несомненно, заключается пророчество об обращении самарян, по крайней мере, значительной их части, к вере во Христа. Это пророчество исполнилось вскоре по вознесении Христа (Деян. 8:14).
22 Но пока Христос признает за иудеями право считаться истинными почителями Бога. Впрочем, Он не говорит, что самаряне не знают истинного Бога: они не понимают только как должно истинного существа религии, и потому их поклонение Богу не может вполне сравниться с культом иудейским. Разъясняет Христос преимущество богопочтения иудейского указанием на то, что спасение от Иудеев, т. е. спасение чрез Мессию, должно быть уделом всех народов земли, но, как говорили пророки, оно предварительно появится в народе израильском (Ис. 2:1-5). Туда, к Сиону, должны пока обращать свои взоры народы земли: народ израильский продолжает еще оставаться единственным носителем обетований Божиих, и богослужение, совершаемое в Иерусалиме, своими обрядами предуказывает на великую жертву, которую скоро для спасения всех людей принесет Мессия (ср. Рим. 9:4, 5).Как видите, под словами "
чему кланяемся" понимается место и культ поклонения - богослужение иудеев в храме Соломона. Иначе и быть не могло - самарянка задавала вопрос именно о месте поклонения, а не о том, Кому нужно поклоняться. Как вы сами свидетельствовали, самаряне «
чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их» (
4Цар.17:41)] А у иудеев в храме Соломона истуканов не было.
Если же мы подставим в
Ин.4:22 предлагаемый вами перевод, то получится, что:
1) самаряне не знали, что поклоняться нужно Иегове - это опровергается
4Цар.17:412) самарянка спросила о месте поклонения, а Иисус её не расслышал и ответил ей о том, Кому нужно поклоняться - это так же невозможно.
Насчёт поклонения "
в духе и истине". Кто мешал самарянам поклоняться в духе и истине на горе Гаризине? Никто, но Иисус всё-таки акцентирует внимание, что спасение от иудеев. Сам Иисус поклонялся в духе и истине действительно на всяком месте, а не избегал храмов, как делают это бесноватые и сектанты. Мало того, Иисус называет храм домом Отца Своего и на праздники ходит поклоняться в храм особо. Туда же - в Иерусалимский храм - ходил издалека на поклонение апостол Павел. И все остальные апостолы не говорили, что можно поклоняться на всяком месте, а [
Деян.2:46]"
каждый день единодушно пребывали в храме". Также Иисус говорил, что храм - дом Отца - станет домом молитвы для всех народов, а не только иудеев, т.е. храмы будут "
на всяком месте", а не только в Иерусалиме. Это пророчество сбылось.
Поэтому я не согласен с вашим толкованием Ин.4:22. Кто научил вас так толковать это место Писания?