Вызов модернизма

Совеременные течения богословия, научные исследования, современные теории

Вызов модернизма

Сообщение Алексей Комлев » Чт ноя 17, 2005 9:48 pm

Так как данный раздел озаглавлен «Современный исследования», то я ни мог не удержаться и не поднять следующий вопрос: Как относиться к тенденции отказа от устоявшейся в христианстве (и иудаизме) традиции авторства и хронологии библейских книг.

Приведу примеры:

Пятикнижие представляет собой компиляцию из 4 источников (J, E, P, D) и произошла эта компиляция в конце периода Первого Храма – начале Второго.
Книги Иова, Екклесиаста и Притчей написаны в эллинистический период.
Книга Исайи писалась тремя авторами :Исайей Иерусалимским, Второисайей и Тритоисайей на протяжении длительного периода. То же самое и с кн. Захарии - 9-14 главы написаны Второзахарией спустя 2 века.

Подобная атрибуция и датировка, как правило, очень грамотно и последовательно обоснована. Спорить с этим очень тяжело.
Алексей Комлев
Участник форума
 
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 9:01 pm

Сообщение sonar » Пн ноя 28, 2005 9:04 pm

что то надо брать - что-то надо фильтровать. например судя по всему Исайя был не единственным автором своей книги. потому что там прослеживаются как до- так и после-пленные темы. поэтому и говорят - Второисайя, имея в виду не что-то неканоническое, а просто кусок канонического текста.

сонар
Бери от жизни всё. Даже смерть.

(С) Сонар
sonar
Участник форума
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 2:20 pm
Откуда: Киев

Сообщение Игорешка » Пн ноя 28, 2005 9:46 pm

Если взять того же Исаю, на чем основано разделение его книги на трех авторов?
Аргументы?
<<Не допускайте, чтобы ваши представления о нравственности не позволяли вам поступать правильно!>>
Аватара пользователя
Игорешка
Участник форума
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: Вс окт 23, 2005 3:58 pm

Сообщение sonar » Вт ноя 29, 2005 4:27 am

на основании анализа текста. там описаны события как до так и после плена. один человек за свою жизнь не смог бы это описать. так что минимум двое. Исайя Иерусалимский и Исайя Вавилонский.
Бери от жизни всё. Даже смерть.

(С) Сонар
sonar
Участник форума
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 2:20 pm
Откуда: Киев

Сообщение SergejFedosov » Вс дек 04, 2005 1:41 pm

Прежде всего, как мне кажется, в любом обсуждении следует договориться о тезаурусе, о понятийном аппрате. Что именно автор темы подразумевает под "тенденцией отказа от устоявшейся в христианстве (и иудаизме) традиции авторства и хронологии библейских книг"? Смею предположить, что здесь подразумевается так называемый "историко-критический метод", основоположниками коего были немецкие богословы второй половины 18-го, начала 19-го веков. начала их "критическим гипотезам" был подвергнут Новый Завет, однако археологические открытия в этой области полностью опровергли данную "критику". Затем, последователями тюбингенцев, "критика" была перенесена на Завет Ветхий и в начале 20-го века их подход был доминирующим в протестантской библеистике. Однако сейчас тюбингенская "методология" считается ошибочной не только в христианской Церкви, но и не оправдавшей надежд и в протестантизме. Читателям темы предлагается небольшой материал о "методологии" данной тенденции.
Sergej A. Fedosov
SergejFedosov
Участник форума
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 9:55 pm

Сообщение SergejFedosov » Вс дек 04, 2005 1:42 pm

Свящ. Дмитрий Юревич

Библейская критика или библейский анализ?

Доклад на семинаре преподавателей библейских дисциплин духовных учебных заведений Московского Патриархата преподавателя Московской духовной академии


Основным направлением деятельности кафедры библеистики Московской духовной академии выбрана экзегетика, т. е. изучение текста Священного Писания и его толкование в соответствии с Преданием Православной Церкви. Одной из вспомогательных задач при этом является детальный анализ и оценка методов, которые используются для библейского толкования.

Здесь возникает один из наиболее актуальных вопросов современной руской библеистики - отношение православного толкователя к западным экзегетическим исследованиям, в частности - к подходу, известному ныне под названием "историко-критический метод". Безраздельно господствующий на Западе с начала XX века, он сегодня механически, без должного осмысления и оценки, принимается многими православными исследователями и даже рассматривается как последнее слово библейской науки.

Это происходит оттого, что исследования западных авторов, использующих историко-критический метод, как правило, написаны на хорошем научном уровне и содержат немало важных и интересных сведений филологического, исторического и археологического характера. Смущаясь тем, что в дореволюционной русской науке этот метод был известен под названием "отрицательная библейская критика", некоторые современные русские библеисты предлагают называть его "библейский анализ". Более того, неприятие историко-критического метода в дореволюционной русской библеистике объясняется ими как "отсталость" последней или даже как то, что "до революции в России библейской науки не было вообще".

Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо в процессе библейских исследований (как и любых других), различать методологию и фактологию. Обилие фактов в первую очередь привлекает нас в западных работах. Но факт мало что значит сам по себе, если он не осмыслен и не использован; факт всегда нуждается в интерпретации. Это хорошо известно тем, кто имел дело с археологией - при обнаружении новых предметов древности, как правило, возникает необходимость их объяснить: например, найден каменный нож или наконечник стрелы и т. д.

Чем же руководстуется ученый, когда объясняет факты? Прежде всего, другими имеющимися фактами сведениями, ведь конечная задача исследования - построить целостную систему. Но не менее, а может быть, даже более важным моментом при этом является ряд априорных (т. е. принимаемых изначально, на веру) предпосылок.

Например, православная методология изучения Священного Писания исходит из следующих предпосылок:

1. Богодухновенность Священного Писания - признание и исповедание того факта, что библейский текст является Божественным Откровением, выраженным и зафиксированным на человеческом языке богодухновенными писателями библейских книг. Это именно Слово Божие, и задача священных авторов заключалась в том, чтобы осмыслить Весть Божию и адекватно ее выразить; причем нередко сама инициатива для выражения этой Вести исходила непосредственно от Бога.

2. Руководство церковной и святоотеческой Традицией православной Церкви при изъяснении трудных мест Священного Писания. Сталкиваясь с тем, что ему непонятно в Библии, православный исследователь не торопится объявлять о том, что он, якобы, нашел "противоречия" или "ошибки" в священном тексте, но стремится подчинить свой ум разуму Церкви.

3. Стремление осмыслить Священное Писание в свете церковной жизни и личного аскетического опыта. Об этом прекрасно сказал проф. СПбДА Н. Н. Глубоковский: "Священное Писание - Слово Божие, и как такое, может быть понятно только тому, кто рожден от Бога. Сообщенное от Бога и может быть раскрыто только Богом; экзегет постигает лишь в той мере и силе, в которой дает ему Господь, так что ведение Писания есть, собственно, дар Св. Троицы."

Сравнивая перечисленные постулаты с тем, на чем базируется историко-критический метод, легко видеть, что последний исходит из кардинально иных предпосылок:

1. Отрицание богодухновенности Священного Писания. Именно по этой причине данный метод был известен в дореволюционной русской богословской литературе под названием "отрицательная библейская критика". Отрицание богдухновенности Писания подразумевает изучение библейского текста как текста, имеющего исключительно человеческое происхождение, а самой Библии - как отдной из многих религиозных книг человечества, как собрание древних мифов еврейского народа. Важно заметить, что современные последователи историко-критического метода всячески стараются завуалировать данную его важнейшую предпосылку. Не все из них открыто отрицают Богодухновенность Писания, но почти все - стараются переформулировать понятие богодухновенности в удобном для них смылсе. Можно услышать слова о том, что "Библия - действительно Слово Божие, но ведь написана она людьми и на человеческом языке, поэтому мы и рассматриваем исключительно человеческий элемент в Библии". Если сравнивать этот подход в изучении писанного Слова Божия в библеистике с познанием воплотившегося Слова Божия в богословии, то сама собой напрашивается параллель с несторианством. Ибо как Несторий находил только внешнее, формальное единство между Божественной и человеческой природой Спасителя, так и отрицательные библейские критики пытаются манипулировать текстом Священного Писания как исключительно человеческим, забывая, что он - всего лишь выражение на человеческом языке Божественной истины. Впрочем, некоторые библеисты, завороженные историко-критическим методом, идут еще дальше и вообще призывают отказаться от такой древней церковной формулировки как "Библия есть Слово Божие" (как, например, поступил в свое время А. В. Карташев, называя Библию вместо "Слова Божия" "Словом Богочеловеческим", но призывая исследовать его как слово человеческое.

2. Предположение о том, что история как ветхозаветного Израиля, так и ранней христианской Церкви развивалась эволюционным путем. Из этого предположения, основанного не на фактах, а на популярной в середине XIX века, когда происходило окончательное формирование историко-критического метода, теории эволюции, делается такой вывод: ветхозаветный Израиль изначально ничем не отличался от других народов, поэтому в Израиле процветал политеизм и поклонение разным богам. Лишь постепенно, с течением времени, Израиль возвышается до идеи о Едином Боге. В отношении новозаветной Церкви это предполагает, что первоначальная христианская община ничем не отличалась от иудейской, и лишь намного позже появилось учение об Иисусе как Сыне Божием.

3. Религиозная эволюция протекает по гегелевской схеме "тезис - антитезис - синтез". Именно на основе этих предпосылок окончательно развивается историко-критический метод. В сфере Священного Писания Ветхого Завета вознникает школа Графа-Велльгаузена, идеи которой, с некоторыми корректурами, популярны до сих пор. Согласно этому подходу, изначальный гипотетический политеизм Израиля и есть "тезис"; синтезом становится не менее гипотетическое движение пророков с новой идеей Единого Бога, поклонение которому продолжает осуществляться в народе в старых языческих формах. "Синтезом" является возникновение класса священников, которые разрабатывают адекватные культовые формы для новой идеи монотеизма. Именно эти священники и составляют Пятикнижие, ложно надписывая его именем Моисея, к которому оно, якобы, не имеет отношения, и редактируют тексты пророков. В области Нового Завета тогда же, во второй половине XIX века, возникает ново-тюбингенская школа, которая в лице Баура находит "тезис" истории в существовании раннехристианской иудейской общины, вероисповедание которой отличается от иудаизма только в признании тотго, что Иисус из Назарета есть Мессия. "Антитезис" - это появление "болезненного" апостола Павла, которому были некие "галлюцинации" на пути в Дамаск и который, якобы, возомнил, что Иисус есть еще и Сын Божий... "Синтез" наступает в конце I века в лице св. Иоанна Богослова, который примиряет враждующие лагеря "петринизма" и "паулизма" совмещением учения об Иисусе как Мессии и Сыне Божием.

Построив на основании этих априорных предпосылок гипотетическую историю Израиля или ранней Церкви, отрицательные библейские критики начинают толковать Писание через призму сконструированного ими фантома. И здесь-то они делают шокирующие и далеко идущие выводы. Если возникшие достаточно поздно ветхозаветные священники составляют культ и закон, то книги, в которых они изложены - Пятикнижие - "следовательно"... не принадлежат Моисею. Если идею о Иисусе как Сыне Божием первым высказывает ап. Павел, и проповедует эту идею в эллинистических церквах - то даже саму фразу "Сына Божий" рассматривают как нееврейскую (Бультман). И так далее... Во всех этих выводах нет ни одного факта - а только попытка истолковать библейский текст с изначально ложных позиций.

Почему же историко-критический метод постепенно стал популярным и доминирующим на Западе? С самого раннего периода своего развития его разработчики стремились максимально привлекать к своим рассуждениям результаты смежных наук - филологии, истории древнего Востока, археологии и др. Постепенно описанное выше идеологическое ядро историко-критического метода стало существовать в какой-то степени обособленно параллельно с теми библейским изысканиями, которые часто проводились в соответсвии с точными сведениями и достоверными фактами. К концу XX века в западной библеистике наметился отход от идейных принципов отрицательной библейской критики по причине противоречия построенной на основе этих принципов теории реальным фактам. Особенно важным было развитие библейской археологии.

Русские дореволюционные православные ученые не только знали о историко-критическом методе, но и отвергали его. Как писал Н. Н. Глубоковский, "протестантская экзегетика исходит из ложного и одностороннего начала, поэтому ее метод и выводы ни в малейшей степени не могут быть для нас обязательны". По словам ученого, работы, выдержанные в духе отрицательной библейской критики могут быть полезны для православного исследователя "преимущественно и иногда исключительно в филологически-литературном отношении и при исследовании подлинного текста". Отсюда Н. Н. Глубоковский замечательным образом формулирует принцип отношения православного исследователя к предпосылкам историко-критическому методу: "отвергая протестантские экзегетические принципы, мы будем уклоняться и от систематической полемики", поскольку наша задача - пложительное раскрытие библейского вероучения, а не малоэффективные герменевтические споры.

Справедливости ради надо отметить, что сам Н. Н. Глубоковский все иногда отходил от последнего принципа и полемизировал с отрицательной критикой. Его докторская работа объемом в тысячу страниц является, по сути, православным опровержением историко-критической теории школы Баура. И заслуга именно Н. Н. Глубоковского в том, что в области Священного Писания Нового Завета удалось остановить экспансию историко-критическогог метода в русскую богословкую науку. К сожалению, в области Ветхого Завета такого титана мысли, как Н. Н. Глубоковский, который проделал бы и аналитическую, и апологетическую, и экзегетическую работу, не нашлось. Тем не менее, здесь также было написано немало замечательных трудов, указывавших на ложность предпосылок и выводов отрицательной библейской критики (проф. прот. Н. Елеонсий, проф. П. А. Юнгеров, проф. В. П. Рыбинский, Д. С. Леонардов и другие).

Сегодня перед русскими библеистами стоит задача преодоления соблазна историко-критического метода, особенно в области Ветхого Завета, с тем, чтобы решительно и без сожаления отвергнуть как его ложные методологические принципы, так и неверные выводы. Однако это не является препятствием для изучения западных работ, чтобы воспользоваться огромной фактологической базой, накопленной в западной науке в течение XVIII-XX веков. Конкретные факты и несомненные сведения из области библейской филологии, библейской истории, истории древнего мира, библейской археологии и хронологии могут быть с успехом использованы русскими исследователями Священного Писания для адекватного изучения библейского текста. Именно такой подход - сочетание православных церковных предпосылок и методов с неоспоримыми научными сведениями и может быть назван библейским анализом.

В свете этого становится понятна ценность и важность работ по библеистике русских дореволюционных ученых: именно в методологической установке, хотя фактологически они, как правило, устарели. Однако выдержать правильную методологию исследования всегда труднее, чем найти новые сведения и факты. Поэтому изучение трудов дореволюционных ученых весьма полезно. В связи с этим кафедра библеистики Московской духовной академии совместно с богословским издательством "Аксион эстин" подготовила первый компакт-диск по теме "Библейская исагогика, герменевтика и экзегетика", на котором размещены электронные книги дореволюционных авторов. Их новое прочтение будет способствовать возрождению русской библеистики.
Sergej A. Fedosov
SergejFedosov
Участник форума
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 9:55 pm

Сообщение igor » Ср дек 07, 2005 5:52 pm

sonar писал(а):на основании анализа текста. там описаны события как до так и после плена. один человек за свою жизнь не смог бы это описать. так что минимум двое. Исайя Иерусалимский и Исайя Вавилонский.


Я не стал бы так утверждать. Порой мы смотрим на эти вещи чисто через человеческую призму.

Хороший пример - конец Пятикнижья, где Моисей описывает свою смерть. Есть несколько версий, как такое могло получиться. Например, я в университете учил, что Моисей скорее всего знал о своей смерти и как это будет - потому и написал так. Так же считают, что еще кто-то мог дописать, ведомый Богом.
Аватара пользователя
igor
Участник форума
 
Сообщения: 222
Зарегистрирован: Ср сен 28, 2005 11:41 am

Сообщение sonar » Пн дек 19, 2005 8:56 pm

Я бы хотел лично поприветствовать на форуме Сергея Федосова :!: Сергей, добро пожаловать, Вы тут почетный гость!
Бери от жизни всё. Даже смерть.

(С) Сонар
sonar
Участник форума
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 2:20 pm
Откуда: Киев

Сообщение Андриан » Пн дек 19, 2005 11:09 pm

хе-хе
зря стараетесь, Дирак..вас тоже назовут невежей и не избегните.. :)
Последний раз редактировалось Андриан Чт дек 29, 2005 8:23 am, всего редактировалось 1 раз.
Андриан
Участник форума
 
Сообщения: 91
Зарегистрирован: Сб ноя 19, 2005 6:59 am

Сообщение sonar » Вт дек 20, 2005 6:36 pm

в отличие от вас Андриан я не начинаю дискусии по вопросам в которых не компетентен...

сонар
Бери от жизни всё. Даже смерть.

(С) Сонар
sonar
Участник форума
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 2:20 pm
Откуда: Киев

Сообщение Андриан » Ср дек 21, 2005 7:37 am

в отличие от вас Андриан я не начинаю дискусии по вопросам в которых не компетентен...

Тоже не проходит! даже если вы молчите, вам все равно скажут, кем вас считают. :D (шутка. можно улыбаться)
Хотя это большой плюс вам, Дирак. Я, как правило, тоже этого стараюсь не делать. Что, впрочем, не мешает мне иметь свое мнение по данным вопросам в соответствии с теми критериями, о которых я, возможно, и не упоминаю.
Да и вообще..
Выучить наизусть таблицу Брадиса - еще не доказать, что ты математик.
ЗЫ:
Вообще-то, я пошутил насчет.. ну, короче, в предыдущем посте. Следующий раз обещаю предупреждать об этом более явно.
Андриан
Участник форума
 
Сообщения: 91
Зарегистрирован: Сб ноя 19, 2005 6:59 am

Сообщение igor » Чт апр 20, 2006 10:34 am

Хотелось бы вернуться к теме

Так как данный раздел озаглавлен «Современный исследования», то я ни мог не удержаться и не поднять следующий вопрос: Как относиться к тенденции отказа от устоявшейся в христианстве (и иудаизме) традиции авторства и хронологии библейских книг.


Все аргументы, почему автор такой-то сомнителен, которые были приведены выше - понятны. То есть понятны с человеческой точки зрения (как я уже писал выше).

У меня вопрос. Зачем вообще *отказываться* от авторства, если не все богословы официально высказывают доктрину *принятия* авторства. Ведь далеко не все книги Библии имеют четкого автора. То есть, возможно, если там не указано, не имеет значения *кто* автор, а имеет значение *что* внутри книги, ее смысл. Хотя можно согласиться, что авторство это скорее традиция, нежели необходимость.

Извините за легкую филоссофию - надеюсь, я был понятен ;)
Аватара пользователя
igor
Участник форума
 
Сообщения: 222
Зарегистрирован: Ср сен 28, 2005 11:41 am

Сообщение Патруль_времени » Ср июл 12, 2006 3:39 pm

А может эти сомнения насчет авторства были допущены Богом... дабы слава вся принадлежала Ему , а не человеку :roll:
"Не отнимай ни у кого убеждений, способствующих его счастью, если не можешь дать ему лучших." И.К. Лафатер
Аватара пользователя
Патруль_времени
Оратор
 
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Пн май 15, 2006 6:19 am
Откуда: с Млечного Пути

Сообщение Андриан » Ср июл 12, 2006 10:20 pm

Сомнения Богом не допускаются. Сомнения допускаются человеком. И для того, чтобы начать сомневаться, совершенно не нужно иметь предпосылки. А если капнуть еще чуть-чуть фантазии в свои сомнения - то до такого можно дойти!..

Вообще это очень интересно - вопросы веры.
Вот написал автор книгу (к примеру). От имени Бога. Поскольку Бог обратился к автору, а не ко мне, то передо мной стоит диллема - либо верить, либо нет. Здравый смысл подсказывает - нет иного пути проверить это, кроме как обратиться самому непосредственно к Богу и переспросить, от Его ли имени автор писал? И что собственно это означает, написанное?

И еще вопрос - почему собственно Бог обратился к автору, а не обратился непосредственно ко мне - раз уж автор пишет для меня, чтобы я прочитал?
Опять-таки здравый смысл подсказывает - видимо, по каким-то причинам прямое сообщение между мною и Богом невозможно, раз Бог обращается ко мне через автора. И, видимо, просто так обратиться к Господу у меня не получится.
Т.е. для того чтобы узнать, Бог говорит через автора или нет, мне нужно что-то сделать такое, чтобы я смог спросить непосредственно у Бога, верно ли написал автор.

Чаще всего, как ни странно, именно об этом все авторы, посылаемые Богом, и говорят.. :? Я должен что-то сделать, чтобы иметь возможность говорить с Богом. Т.е. сам факт появления такой авторской работы есть ничто иное, как призыв установить с Богом нормальную коммуникацию.

Есть еще один момент - появление такого автора есть верный признак приближения суда. Но это не столь очевидно, и я поэтому не буду на этом останавливаться.

Применительно к Библии же - если вернуться к существу данной темы -вышеприведенные рассуждения имеют следующий смысл: Библия в целом, не взирая на авторство отдельных ее книг, есть вне-временной и вне-территориальный призыв Бога наладить с Ним ЛИЧНУЮ (!!!)коммуникацию, как написано
Иер.11:7 Ибо отцов ваших Я увещевал постоянно с
того дня, как вывел их из земли Египетской, до сего
дня; увещевал их с раннего утра, говоря: "слушайтесь
гласа Моего".
Иер.25:3 от тринадцатого года Иосии, сына
Амонова, царя Иудейского, до сего дня, вот уже
двадцать три года, было ко мне слово Господне, и я с
раннего утра говорил вам, - и вы не слушали.

Именно это и есть суть любого обращения от Бога через пророков.
При этом само по себе человеческое авторство написанного отходит даже не на второй, а где-то на дальний план и ничего существенного нам не открывает.
Андриан
Участник форума
 
Сообщения: 91
Зарегистрирован: Сб ноя 19, 2005 6:59 am

Сообщение Патруль_времени » Чт июл 13, 2006 3:30 pm

Андриан, извените, но Вы меня не совсем поняли. Естественно, какой человек, написавший что-либо будет сомневаться в своем авторстве.
Дело в другом. Думается , что Богу не важно какого человека Он использовал как инструмент для донесения Своего слова другим людям. Поэтому Он и допустил именно то, что мы имеем на сегодняшний день: есть богодухновенная книга, но кто именно из человеков приложил к этому руку.. не известно, сомнительно, и ,следовательно, не так важно, т.к. автор всего - БОг.
"Не отнимай ни у кого убеждений, способствующих его счастью, если не можешь дать ему лучших." И.К. Лафатер
Аватара пользователя
Патруль_времени
Оратор
 
Сообщения: 1030
Зарегистрирован: Пн май 15, 2006 6:19 am
Откуда: с Млечного Пути

След.

Вернуться в Библия: современные исследования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35

Маранафа