Замечу от себя, что знавал любителя читать Библию "подстрочно". Дочитался он до того, что вообразил себя Христом, публично обещал в сжатые сроки стать губернатором Кузбасса, затем президентом России, затем Папой Римским. Но поскольку засбоило уже на первом этапе (хоть он и выдвигался минимум дважды), давно что-то пропал из виду... Но прошу не уводить обсуждение в сторону (хотя, прямо скажем, обсуждения нема).
Очевидно, что в основе неприятия идеи о «несознательном вкушении» лежит убеждённость, что любящий и всеведающий Творец не мог поставить Адаму ввину нарушение Его воли, если оное нарушение произошло нечаянно, фактически против воли самого Адама. А если Ева и впрямь скормила ему запретный плод хитростью - как, уважаемые оппоненты, Господу следовало поступить с Адамом? Если пораскинуть мозгами, легко увидеть, что именно так, как и написано в гл.3. Не было иного выход.
Нo хорошо,
рассмотрим вариант, что Адам и впрямь посмотрел на Еву, послушал, да и наелся этих фиников вопреки элементарной логики. То есть презрел волю Творца и поступил по своей похоти. Разрешите, пожалуйста, некоторые проблемки, которые возникают при таком раскладе.
1) Какие, собственно, могут быть претензии к змею? Ведь он сказал чистую правду: “нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло”. Где неправда? Если понимать день как сутки в 24 часа (а с какой стати змею понимать слово день иначе?), то едоки и правда не умерли, но «…открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» - т.е. и тут нет обмана. Читаем далее: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» - змей так и говорил. Да, Адам лишился возможности жить вечно; но ведь мы считаем, что он вообще решил немедленно умереть вместе с Евой. Так причём тут змей? Притом написано, что вечной жизни Адам лишён решением Бога, а змей тут не при чём. Так объясните, какие претензии к змею?
2) Мелкий вопросишко: что за странное решение устроить Потоп? Чем эти гадкие потомки Адама, поступающие по своей похоти, были хуже Адама, коль скоро он, выходит, подал им пример? Ну да, Ной послушался и сделал ковчег; но ведь Адам не послушался, а прожил, между прочим, на 70 лет больше Ноя. Так за что было топить всё непослушное народонаселение, происшедшее из Адама?
3) Как согласовать суровость Моисеева закона с тем, что Господь снабжает свежесогрешившего Адама тулупчиком, чтоб не мёрз, и отпускает его восвояси? Почему закон под словами «истреби зло из среды себя» понимает обязательное убиение согрешившего, и ни в коем случае не изгнание, а?
4) С какой стати в системе жертвоприношений множество жертв приносится за «грех, сделанный по ошибке», если, как считают оппоненты, Бог не мог вменить Адаму в грех «ошибочное съедение»? И почему нет ни одного установления, которое позволяло бы спастись тому, кто совершил сознательное преступление воли Господней? Более того: «Если услышишь, что появились нечестивые люди из среды тебя, то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, порази острием меча». Как это совместить с милостью, дарованной Адаму (сохранение жизни, одежда)?
5) Как согласовать образ любящего Бога, одевающего согрешившего Адама в новые одёжки, с эпизодом из
1Цар.6, где всё тот же Бог убивает приподнявших крышку Ковчега Завета, и с ними ещё 50000 человек, кои и близко не стояли?
6) Наконец, какая польза грешнику от Креста? Возмездие за грех – смерть, т.е. это тот выбор, который Адам якобы сделал сознательно. И разбойник с соседнего креста был с этим согласен: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли». Почему же Иисус ответил ему «будешь со Мною в раю»? Неужели милость Сына спорит со справедливостью Отца???