Десятина.
7 Со дней отцов ваших вы отступили от
уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко
Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь
Саваоф. Вы скажете: "как нам обратиться?"
8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы
обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем
мы Тебя?" Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы -
весь народ - обкрадываете Меня.
10 Принесите все десятины в дом хранилища,
чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом
испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не
открою ли Я для вас отверстий небесных и не
изолью ли на вас благословения до избытка?
Библия: Книга пророка Малахии (Мал), гл.3.
Читая эти пугающие строки, невольно задаешься вопросами, от которых невозможно просто так отмахнуться. Что такое «десятина»? Кому и куда ее нести? На что она должна быть издержана? Некоторые отвечают на них просто - мол, десятина ушла в небытие вместе с Ветхим Заветом и о ней можно навсегда забыть. Другие возражают, приводя в пример следующие слова Христа:
«23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и
оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру;
сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Мф), гл.23», утверждая в них основание для существования десятины и в наши дни.
Нам предстоит разобраться и ответить на заданные вопросы, а также сформулировать библейское понимание десятины и ее предназначения.
Взглянем на текст.
20 И сказал Господь Аарону: в земле их не
будешь иметь удела и части не будет тебе между
ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов
Израилевых;
21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину
из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что
они отправляют службы в скинии собрания;
Библия: Числа (Чис), гл.18.
Что мы выяснили? При разделе земли обетованной колено Левия и потомки Аарона не получили ничего. Они не занимались ведением хозяйства, не возделывали землю, не выращивали скот, не торговали. Все, чем они обязаны были заниматься – служение в святилище. Господь Бог назначил Себя в удел левитам и священникам, которыми и являлись потомки Левия и Аарона. Необходимо отметить, что в наши дни значение святилища в Древнем Израиле недооценивается. Каких-либо аналогов скинии Моисея (затем Храма Соломона) не было, и нет. Ни один народ не имел ничего подобного. Сущность того, что там происходило, выходит за рамки данной темы, но отметим, что священнодействия скинии были многочисленны и весьма сложны. Количество людей, обслуживающих святыню было весьма внушительным. Как известно, из Египта вышло порядка шестисот тысяч взрослых мужчин. Примерный подсчет даст нам ошеломляющую цифру: в служении в скинии участвовало до пятидесяти тысяч человек!
Заметьте, все они жили вокруг скинии и не имели хозяйства. Желающий подойти к скинии еще на подступах понимал – он приближается к святыне. Все колено Левия было святыней Господу. И центром святыни, ее средоточием и смыслом была скиния собрания. Именно на содержание этого величия предназначалась десятина.
Хорошо, - скажете вы, - теперь скинии нет, вместо нее есть Церковь, тело Христово, наша нерукотворная скиния, а все мы – и есть Израиль. И, соответственно, повинны десятину Церкви, то есть Господу. Что ж, логичная картина, но давайте поищем подтверждение ей в Священном Писании. Ведь должны же быть в Библии соответствующие постановления, ведь не может Господь ждать от нас исполнения того, о чем Он нам не говорил?!
И здесь необходимо вернуться к словам Иисуса. Возможно это погрешность переводчиков, но Синоидальный перевод дает нам слова Христа о десятине в прошедшем времени: «сие надлежало делать, и того не оставлять». Как представляется, «надлежало» и «надлежит» имеют существенную разницу.
Давайте взглянем на слова Апостола Павла:
5 Получающие священство из сынов Левииных
имеют заповедь - брать по закону десятину с
народа, то есть со своих братьев, хотя и сии
произошли от чресл Авраамовых.
Библия: Послание к Евреям (Евр), гл.7.
Павел подтверждает, что по закону десятина принадлежит сынам Левия. Он отправляет нас к закону за всеми разъяснениями. Именно это значат его слова: «брать по закону десятину». Необходимо отметить, что постановления о десятине Павел называет «заповедью», придавая ей тем самым статус непосредственного постановления Господа. Существуют ли другие постановления, о «десятине вне закона», например? Нам известны тексты, где любящие Господа названы потомками Авраама, но я нигде не встречал указаний на то, что «потомки Левия» - это духовные вожди среди язычников. Может быть, мне покажут эти тексты, и я возьму свои слова обратно, заодно принеся десятину указанным вождям.
Разумеется, любая формальная организация, занимаясь определенной деятельностью, осуществляет производственное потребление ресурсов. Да, она имеет право и должна предпринимать действия, направленные на приобретение этих самых ресурсов. И, тем не менее, никто не может присвоить себе права придавать своим собственным путям приобретения средств, статуса Божьей заповеди. Да, члены организации могут установить для себя определенные правила, придерживаться их и требовать этого от других ее членов, но такие внутриорганизационные нормы не могут истолковываться как постановление от Бога.
Так что же значит «десятина по закону»? И что это за «закон»? Тот факт, что о другом законе, кроме закона Моисея Павел не мог вести речь, думаю, никем не оспаривается. Поэтому обратимся к текстам Ветхого Завета и посмотрим, что Павел имел в виду.
30 И всякая десятина на земле из семян земли
и из плодов дерева принадлежит Господу: это
святыня Господня;
31 если же кто захочет выкупить десятину
свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого
скота, из всего, что проходит под жезлом десятое,
должно посвящать Господу;
33 не должно разбирать, хорошее ли то, или
худое, и не должно заменять его; если же кто
заменит его, то и само оно и замен его будет
святынею и не может быть выкуплено.
34 Вот заповеди, которые заповедал Господь
Моисею для сынов Израилевых на горе Синае
Библия: Левит (Лев), гл.34.
Видим, что десятина, десятая часть всех плодов земли и прироста скота по закону должна принадлежать Господу. Если кто-то желал внести ее в денежном эквиваленте, то обязан был прибавить к сумме ее пятую часть. Если кто-то занимался сортировкой десятины, то обязан был посвятить Богу также и отсортированное.
8 Там вы не должны делать всего, как мы
теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется
правильным;
9 ибо вы ныне еще не вступили в место покоя
и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе.
10 Но когда перейдете Иордан и поселитесь на
земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел,
и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших,
окружающих вас, и будете жить безопасно,
11 тогда, какое место изберет Господь, Бог
ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда
приносите всё, что я заповедую вам [сегодня]:
всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины
ваши и возношение рук ваших, и все, избранное
по обетам вашим, что вы обещали Господу [Богу
вашему];
Библия: Второзаконие (Втор), гл.12.
Ударение на «месте, которое изберет Господь, чтобы пребывать Имени Его там», делается Моисеем не только в данном тексте. Вы можете самостоятельно перечитать Пятикнижие и увидеть, что все процессуальные постановления относятся именно к этому «месту». Только на том месте, которое изберет Господь, чтобы пребывать Имени Его там, можно приносить жертвы, возношения и десятины. Таковы требования закона, о котором говорит Павел. Моисей не вошел в землю, обещанную Богом Израилю, и поэтому был вынужден делать данную оговорку: «…тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там…», т.к. речь шла о неопределенном еще месте и неопределенном времени. Несмотря на это, он отдал по поводу этого места четкие и однозначные постановления. Что же это за место, на котором пребывать Имени Господа?
Земля израильская не была упокоена от войн до самых времен царя Соломона. Отец Соломона царь Давид, создав в Израиле могущественное царство, вознамерился поставить Богу дом из кедра. Господь одобрил намерение Давида.
12 Когда же исполнятся дни твои, и ты
почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после
тебя семя твое, которое произойдет из чресл
твоих, и упрочу царство его.
13 Он построит дом имени Моему, и Я
утвержу престол царства его на веки.
Библия: Вторая книга Царств (2 Цар), гл.7.
Итак, с утверждением дома Имени Господа будет навеки утвержден престол Царя Израиля. Таким образом, получаем указание на то, что место, где пребывать Имени Господа, является Его престолом и утверждено навеки. Давайте посмотрим, где находится это место.
18 И Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот
сказал Давиду: пусть Давид придет и поставит
жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина.
Библия: Первая книга Паралипоменон (1 Пар), гл.21.
26 И соорудил там Давид жертвенник Господу
и вознес всесожжения и мирные жертвы; и
призвал Господа, и Он услышал его, послав огонь
с неба на жертвенник всесожжения.
( см. там же)
1 И сказал Давид: вот дом Господа Бога и вот
жертвенник для всесожжений Израиля.
Библия: Первая книга Паралипоменон (1 Пар), гл.22.
Место, где пребывать Имени Господа, было назначено. Позже, согласно повеления Бога, на этом месте Соломон построил Храм.
11 И ныне, сын мой! да будет Господь с
тобою, чтобы ты был благоуспешен и построил
дом Господу Богу твоему, как Он говорил о тебе.
Библия: Первая книга Паралипоменон (1 Пар), гл.22.
Это очень известное место. Однако в наши дни на нем стоит мусульманская мечеть, и никто не может принести Господу ни жертвы, ни десятины. Что говорит об этом закон?
4 Ибо долгое время сыны Израилевы будут
оставаться без царя и без князя и без жертвы, без
жертвенника, без ефода и терафима.
5 После того обратятся сыны Израилевы и
взыщут Господа Бога своего и Давида, царя
своего, и будут благоговеть пред Господом и
благостью Его в последние дни.
Библия: Книга пророка Осии (Ос), гл.3.
Осия жил до вавилонского плена, и его слова можно было бы истолковать как уже сбывшиеся, если бы не указание на то, что исполнятся они, лишь «в последние дни». И, так же, как невозможна жертва – невозможна и десятина. Никто в наше время не может принести десятину «согласно закона», вы слышите? Никто. Это невозможно.
Я не утверждаю этим, что церкви не должны заниматься сбором средств. Я не говорил, что приход не обязан содержать своего пастора, если это предусмотрено уставом данной церковной организации и все они на это согласны. Я лишь раскрыл значение десятины в Библии. Законная десятина предназначена на обеспечение священнодействий храма Господу. Храма, который разрушен вот уже почти две тысячи лет, а «место, где пребывать Имени Господа», находится в поругании у язычников. И мы знаем, что изменить это сможет только Пришествие Христа. Именно Он уточнит для нас Свои постановления, в том числе и в отношении десятины.
Да пребудет с вами Господь.