Clicky

Толкование трудных мест Писания Лк 17:5-9

Школа


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.325. О. Б. (truman@???.net) пишет: "Хочу попросить Вас истолковать следующие места Писания, пожалуйста: Луки 17:5-9."

"И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк 17:5-10).

В этом тексте Священного Писания мы находим два отрывка. Причем, не весьма легко утверждать, связаны они друг с другом по смыслу также, или только по времени. Явно, что эти слова были сказаны Господом во время путешествия (см ст 11).

Первый отрывок говорит о вере, способной совершать чудеса. И Господь приводит в пример самое невероятное чудо - мало того, что по слову дерево должно пересадиться в другое место, но этим другим местом избрана не земля, а вода моря. Но примечательно то, что Сам Господь никогда не совершал чудеса подобного рода. В другом месте такая вере описана несколько иначе: "имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" (Мк 11:23,24; ср Мф 17:20; 21:21). Однако примечательно также, что эти слова, повторенные Господом в нескольких ситуациях, сказаны в контексте прощения согрешающего (см Лк 17:3,4; Мк 11:25,26). Из этого следует, что чудеса, которые Бог обещает совершать нам по вере нашей, связаны не столько с физическим миром, сколько с духовным. Причем, Он может совершать для нас самые невероятные преобразования сердца. И это реально происходит в наше время - вы только присмотритесь к жизни веры своей или своих ближних. Можно было бы привести множество примеров реальных чудес, невероятных "случайностей" и "преобразований", которые невозможно истолковать иначе, как только сверхестественным вмешательством Господа. Но лучше однажды испытать это в личной жизни, нежели услышать сотню примеров из жизни другого. Хотя чужие примеры вдохновляют и поддерживают тех, кто все еще не решается проявить свою веру.

Второй отрывок звучит для нас несколько странно, так как мы живем в ином обществе. Но во дни Христа было рабство, и описанное - естественно. Примечательно, что Господь не оправдывает и не осуждает хозяина-рабовладельца в таком поведении. Христос приходил не для того, чтобы изменить социальный или политический строй мира. Он приходил для того, чтобы изменить сердце и дать спасение от греха и смерти. Поэтому, Он учит людей духовной жизни на примерах того, что люди видели в ежедневных сценах вокруг себя. Чему же Христос желал научить нас этой краткой притчей? Это очевидно - смирению, отсутствию гордости и самовозвышения, верности в служении и исполнении своих обязанностей, в доверии Богу. Это можно связать с предыдущим отрывком, показав, что вся слава за совершенное по нашей вере и молитве чудо должна принадлежать не нам, а Богу. Мы, все люди - как ничего не стоющие рабы перед Богом. Все наши достижения - это следствия только верного использования дарованных нам Богом способностей и талантов. За что же нас восхвалять и превозносить? Если бы Господь не наделил нас соответствующими способностями, то мы не достигли бы того, что смогли сделать. Значит, в наших достижениях - не наша заслуга, а Божья, Который и даровал нам способности. А вот если мы не выполнили того, что могли, тогда мы несем ответственность за неиспользование дарованных нам Богом возможностей. Гордость - самый большой грех, который превратил могущественного ангела Люцифера в сатану и дьявола. Гордость может совершить и с вами то же самое, если вы не последуете Божьему наставлению, преподнесенному в этом отрывке Писания: "нас незачем хвалить - мы рабы, ничего не стоющие, и всего-лишь верно исполнили дело, доверенное и порученное нам..."