Подойду к вопросу с другой стороны.
Законники, фарисеи и современые почитатели "буквы", - они "зрячие" или "слепые"? Тот кто слепо исполняет закон? Из самой этой фразы вытекает, что исполнитель по букве - слеп. Но он уверен, что видит , и - правильно видит. В законе написано "око за око". Тот, кто считает себя видящим, но слеп . за нанесенную рану ответит раной. А кто действительно "видит" смысл записанного, видит, что здесь говорится " сам не причиняй зла, ибо оно к тебе вернется."
Иисус пришел, "чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы." Здесь не о разных людях говорится, что одним надлежит прозреть, а другим "ослепнуть". Здесь говорится о двух последовательных этапах прозрения. С рождения ребенка учат стереотипам, значимым для выживания в мире и в человеческом несовершеном обществе, а многое объявляют незначимым и человек перестает на это обращать внимание. И ум в любых ситуациях прежде всего обращается к этой "кладовой" стереотипов. Мышление включается, если в "кладовой" нужного не находится. А в ней очень много ложных понятий и решений, которые принимаются за аксиомы., а нужных, истинных , важных -духовных вещей нет. Позтому надо сначала "ослепнуть" по отношению к этой "кладовой" мирского опыта("да нет в ней ничего, надо начинать с чистого листа") и затем "прозреть" - начать смотреть вокруг, как младенцы, - без догм и привычных оценок из "кладовой", набирая новый опыт взаимоотношений на основе внутреннего преображения. Оно начинается, когда человек осознанно отключает память о мирском ("слепнет") и устремляется внутрь, пытаясь понять, почувствовать СЕБЯ, как он чувствует, почему он так чувствует, почему он так поступает, чего он действительно желает, честно и с понимающей любовью к самому себе Эта любовь - есть свет, который осветит все закоулки души, увидешь то, чего очень не хотелось видеть (плохого) и потому было отнесено в раздел "незначимого", "слепого пятна", увидешь ошибки , увидешь хорошее, которое раньше почему-то зачислил в ненужное. Рождающийся внутренний свет уничтожает "свет" житейской очевидности, житейской "мудрости". "Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир" - во внутренний мир человека, человек увидел себя, человек прозрел. Ему уже не нужен свет мирского знания, ибо духовное освещает всё (и мир).
Приведу ещё аналогию. Днем светит солнце, но этот свет "ослепляет", он не позволяет видеть звёзды, всю Вселенную. У нас есть глаза, но мы фактически слепы, видим только то, что позволяет "солнечный" свет. Солнца зашло, вокруг , рядом ничего не видно, но видны звёзды, огромный мир. А чтобы увидеть рядом, включим "фонарик", станем сами маленьким источником света.
"Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны -- светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой -- славою твоею."
"Слеп и глух" - недоступен ложному свету ("солнцу") и глупому, пустому человечекому слову.