"Верую во единого Бога Отца, Вседержителя…
и во единого Господа Иисуса Христа…
и в Духа Святого, Господа Животворящего".
Из Никейского Символа Веры
Слово "Библия" происходит от греческого слова библос, которое в переводе означает "книга". Для христиан Библия не просто книга, но Книга книг. На протяжении столетий поколения христиан жили по Библии и готовы были умереть за нее. Библия — это Книга, которая переменила мир. Христиане верят:
ВСЕ ПИСАНИЕ БОГОДУХНОВЕННО. Сам Бог вдохновил авторов Библии записать для всех поколений вечные истины. Эти истины наделяют человека способностью познавать Бога через веру в Него.
Некоторые христиане убеждены, что БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОТСУТСТВИЕ В НЕЙ КАКИХ БЫ ТО НИ БЫЛО ОШИБОК, что она непогрешима. Данное утверждение не означает, что библейское повествование в целом является буквально достоверным (хотя некоторые полагают именно так). Оно, скорее, распространяется на непогрешимость Библии в вопросах веры и нравственности.
Другая часть христиан считает, что БИБЛИЯ ОТРАЖАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О БОГЕ. Такие христиане признают правомерность переосмысления библейского откровения каждым новым поколением людей. Они считают, что библейское повествование облечено в форму, характерную для времени его написания. В наше время, полагают они, Писание необходимо излагать в форме, соответствующей нашему времени. Они также убеждены, что некоторые правила и предписания, оправданные в библейские времена, являются неприемлемыми для нашего времени.
Библия — это не одна книга, а целая библиотека, состоящая из шестидесяти шести книг, относящихся к разным жанрам: книги законодательные, исторические, поэтические, послания и пророчества; создавались эти произведения в течение периода, охватывающего более тысячи лет.
Было принято решение, определявшее, какие книги войдут в состав Писания, а какие нет. Таким образом, в библейский канон вошли:
Ветхий Завет — книги еврейской Библии.
Новый Завет — книги, рассказывающие об Иисусе Христе.
Одной из задач, стоявших перед ранним христианством, была необходимость определения новозаветного канона. В те времена Церковь была организована иначе, чем теперь. В Римской империи христиане являлись преследуемым меньшинством. Членами Церкви становились люди, принадлежавшие к разным слоям общества, но объединенные общей верой в Иисуса Христа. Они собирались для хлебопреломления, пения псалмов, чтения Писания и совместной молитвы. Организованность Церкви проявилась на самом раннем этапе, и скоро в каждом городе или регионе был уже свой епископ, призванный нести пасторское служение и хранить истинную веру. Этих служителей стали называть отцами. С IV века титул отец Церкви стали прилагать ко всем раннехристианским писателям, ответственным за формирование положений христианской веры.
Раннее христианство и Библия
Первые христиане пользовались Септуагинтой — греческим переводом Ветхого Завета. Кроме того, они располагали Евангелиями, посланиями апостола Павла, другими писаниями и устной традицией. Когда свидетельства об Иисусе передавались от человека к человеку и от церкви к церкви.
Ириней, ставший в 177 году епископом Лионским, был первым христианским писателем, который употребил термин Новый Завет наряду с Ветхим Заветом. Он писал, что существуют только четыре Евангелия и что это представляется таким же естественным, как четыре направления ветра. Он также написал "Правило веры" — ранее кредо (исповедание веры), которое определяло принципы истинной христианской веры. Ириней утверждл, что его "Правило веры" основано на свидетельствах апостолов.
Апостолами принято называть двенадцать ближайших учеников Иисуса (включая и предавшего Его Иуду); позже в число апостолов был включен Павел. Апостольский авторитет являлся очень важным аргументом для ранней Церкви. многие верующие формировали свое собственное понимание христианства, и поэтому появлялось очень много книг, имевших широкое хождение. Христианству приходилось защищать свою истинную сущность перед лицом угрозы, которую являли:
Языческий синкретизм, отождествлявший различные религии.
Магия.
Астрология.
Мистерии, проводившиеся тайно и включавшие особые эротические ритуалы.
Перед ранней Церковью стояли два важнейших вопроса:
Как определить, что является истинным?
Какие источники, рассказывающие о христианстве, достойны доверия?
Ответ на эти вопросы основывался на авторитете апостолов. Если книга была написана апостолом или кем-то, кто был непосредственно связан с апостолом, то такая книга заслуживала доверия. Если вероучение было воспринято от апостолов, то оно являлось истинным.
На основании этого четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна — были безоговорочно приняты. В то же время такие книги, как "Пастырь Ерма", Первое послание Климента коринфянам и "Дидахэ" ("Учение двенадцати апостолов"), были отвергнуты. Эти произведения были написаны слишком поздно, чтобы их можно было считать апостольскими. По этим же причинам были отвергнуты и все другие "евангелия" — как, например, Евангелие от Филиппа или Евангелие от Петра. Следует отметить огромную дистанцию, которая отделяет уровень этих позднейших произведений от уровня Евангелий и других писаний, вошедших в Новый Завет. В течение некоторого времени считалась спорной аутентичность посланий Петра, Иакова, Иоанна, Иуды, Послания к Евреям, а также Откровения. Однако в конце концов подлинность этих произведений была признана.
Поистине заслуживает удивления тот факт, что ранняя Церковь так поразительно быстро пришла к согласию относительно того, что следует включить в канон, а что оставить вне его.
Источник: Вертикаль