Кстати, лет так пять назад, один брат, принёс мне видео кассету, на котором была записано служение одного корейского пастора. В своём учении, он, однозначно заявлял, что бесы, это души умерших людей. Он, ссылался на место из Евангелия, где Иисус говорил об огне мучения, для диавола и ангелов его. Так вот, он говорил, что те умершие души, которые не покаялись, стали ангелами сатаны, т.е. бесами. Так ли это? Давайте откроем Библии и посмотрим, что Бог говорит о душе, может ли она перевоплощаться и существовать без тела:
Что такое душа?Рассматривая этот вопрос с Библейской точки зрения, мы увидим, что
человек имеет тело и имеет дух, но является душой. В этом наука соглашается с Писанием. Фактически, одна из наук, френология, берет в качестве показателя череп человека или животного, и узнает по нему о естественных особенностях и характерных чертах его владельца. И разве не все люди видят в себе определенную способность физиологически судить о характере? Все могут видеть разницу между разумным человеком и глупым, между искренне доброжелательным и ужасно жестоким. Кто не понял, что организм (физическая форма) неразрывно связан с натурой, характером и нравом, тот плохо воспользовался жизненными уроками и не готов размышлять о нашей теме, как и о других.
Слово “душа” в Писании означает чувствующее существо, то есть существо, обладающее способностями ощущения, чувственным восприятием. Без всякого предубеждения в мыслях давайте обратимся с этим определением к повествованию Бытия о сотворении человека. Заметьте, что (
1) был сформирован организм, т.е. тело; (
2) был дан дух жизни, названный “дыханием жизни”; (
3) получилась живая душа, т.е. чувствующее существо. Это очень просто и легко понять. Это показывает, что тело не является душою, как и не является душою дух, дыхание жизни, но когда Господь объединил оба, то результатом этого стал живой человек, живое существо – живая душа, обладающая способностями восприятия. В этом нет ничего мистического – нет никакого намека на то, что искра божественности была вселена в человека, также как она не была вселена и в низших животных. И хотя создание низших животных оставлено без особого описания, мы можем быть уверены, что в их случае этот процесс должен был быть нечто похожим. Мы знаем, что не может быть собаки без собачьего организма, то есть тела, и без духа, то есть дыхания жизни в этом теле. Тело собаки, не будь оно когда-то оживлено, не было бы собакой. Сначала требуется вселения искры жизни, дыхания жизни, и лишь тогда начинается существование собаки. Это же можно применить и ко всем животным.
В продолжение этой же темы мы сейчас обращаем внимание на то, что удивит многих.
Согласно Библейскому повествованию, душой является каждая собака, душой является каждая лошадь, душой является каждая корова, душой является каждая птица и каждая рыба. То есть все они являются чувствующими созданиями, обладающими способностями
чувственного восприятия. Правда, некоторые из них находятся на высшем уровне, некоторые на низшем, чем другие, но слово “душа” по праву и на основании Писания применяется к созданиям и на низшем уровне, и к человеку, самому высокому и благородному созданию, – к рыбам, пресмыкающимся, птицам, зверям, человеку. Все они – души. Заметьте, мы не говорим, что они имеют души в обычном и ошибочном смысле этого слова, но что все они имеют души лишь в том смысле, что имеют жизнь, сущность, существование – они являются живыми душами.
Вот доказательство:
В первой, второй и девятой главе Бытия слова “душа живая” в еврейском языке девять раз применяются к низшим животным, но переводчики (как бы заботясь о защите фальшивой, но распространенной выдумки насчет души, позаимствованной от философии Платона) усердно защищали свое дело, чтобы английский читатель, насколько возможно, оставался в неведении об этом – что слово “душа” применимо к животным, и что в одухотворенном Библейском употреблении применяется и к ним, и к человеку. Как иначе могло такое случиться, что во всех этих примерах (и во многих других случаях в Писании) они тщательно скрыли эту мысль, используя другое английское слово для перевода еврейского слова, которое, однако, в случае человека переведено “душа”? Они так усердно защищали эту позицию, что только в одном месте в Библии это слово переведено “душа” в отношении животных – в Числ. 31: 28. Там они, вполне вероятно, были вынуждены выявить суть ввиду особого строения предложения – никакой другой перевод не был логически возможен. Вот как звучит этот отрывок:
“Возьми дань Господу, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота”. Обратите внимание, что здесь слово “душа” используется и
в отношении животных, и в отношении человека. И так оно звучало бы везде в Писании, если бы переводчики не были запутаны фальшивыми теориями в данном вопросе.
Давайте теперь рассмотрим девять стихов из Бытия, в которых еврейский оригинал слова “душа” (neh-phesh) относится к животным:
“И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу [евр. neh-phesh] живую” (Быт. 1: 20). Это происходило на пятый день (период) сотворения, задолго до создания человека.
“И сотворил Бог рыб больших и всякую душу [евр. neh-phesh – живую душу] животных пресмыкающихся, которых произвела вода” (Быт. 1: 21). Это тоже происходило на пятый “день”, прежде сотворения человека. Это были рыбы-души.
“И сказал Бог: да произведет земля душу живую [neh-phesh] по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их” (Быт. 1: 24). Эти были души, которые обитали на суше и превосходили рыб. Но человек (человеческая душа, существо) еще не был создан.
“И сказал Бог... всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая [neh-phesh], дал Я всю зелень травную в пищу” (Быт. 1: 30). Здесь перечислены животные, и ясно сказано, что все они живые души – сказано точно такими же словами, как в отношении человека.
“Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных... чтобы как наречет человек всякую душу живую [neh-phesh], так и было имя ей” (Быт. 2: 19). Комментарии здесь излишни. Тут и без слов понятно, что душа не является исключительно некой частью или свойством человека, но, как следует признать, имеет отношение ко всем чувствующим созданиям от самого низкого до самого высокого – ко всем созданиям, обладающим чувствительностью.
“Все движущееся, что живет, будет вам в пищу... только плоти с душею [neh-phesh] ее, с кровью ее, не ешьте” (Быт. 9: 3, 4). О животных, которые человек мог есть, здесь сказано не только то, что они обладают душою, т.е. существом, но и сказано, что их кровь представляет их существование, существо, то есть душу. Поэтому человеку запрещено использовать кровь в качестве пищи – запрещено развивать в себе кровожадность.
“Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою [neh-phesh], которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными” (Быт. 9: 9, 10).Перед нами очень ясное утверждение, что все живые создания являются душами, в том числе и человек, которому они, все-таки, уступают природой, организмом и т.д.
“Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою [neh-phesh]” (Быт. 9: 12). Что может быть яснее этого?
“Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою [neh-phesh] во всякой плоти” (Быт. 9: 15).Точно такое высказывание повторяется в 16 стихе. И уже невозможно сомневаться в значении, имея правильный перевод и улавливая ту мысль, которую Бог хотел передать нам Своим Словом.
Мы могли бы похожим образом рассмотреть и все остальные книги Библии, но мы предоставили достаточно цитат, чтобы каждый рассудительный ум увидел обоснованность нашего утверждения, что
душа в Писании по праву применяется как к животным, так и к человеку; чтобы он, следовательно, видел, что все утверждения и теории, построенные на идее, будто надежды человека на будущую жизнь (как и его нынешнее превосходство над животными) связаны с тем, что он является душою, а они нет, являются фальшивыми и нуждаются в радикальном пересмотре – если рассматривать вещи с истинной точки зрения божественного откровения.
Человек как душа отличается от животных (душ) своим высшим организмом: на его превосходство указывает не только его вертикальная фигура, – о нем свидетельствует и его высшие умственные способности, которые – Богоподобны и отражаются на его лице. Именно в умственных и моральных способностях, а не в физической форме, заключалось сотворение человека по божественному подобию. Хотя многие животные души (существа) низшего уровня обладают способностью рассуждать и проявляют ее тысячами способов, однако каждый из них имеет границу, дальше которой любой прогресс невозможен. А вот человеческие способности рассуждать почти безграничны, потому что он был создан как “образ Бога”, “подобие Того, Кто создал его”. И несмотря на грехопадение человека и на его тысячи лет густой тьмы и деградации, мы и дальше можем видеть Богоподобие – особенно в тех, которые приняли Христову деятельность примирения с Богом и снова стали “сынами Божьими”, стремясь соответствовать образу дорогого Божьего Сына.
Приведем пример: лошадей, собак и птиц можно научить значения многих слов, чтобы они могли понимать много вещей в жизни. Они часто проявляют свои умственные способности, а некоторые из них могут и считать (не выше двадцати). Но кто попробует обучить лошадь, собаку или птицу алгебре, геометрии или астрономии? Наивысшие из животных могут научиться определенному уровню внутренней честности и верности своим хозяевам – не убивать овец, не кусать, не лягать и т.д., но кто попробует научить своих бессловесных животных десяти заповедям? Их можно научить определенному роду любви к хозяину и его друзьям, но кому бы пришло в голову учить их любить или поклоняться Богу, или больше чем просто терпеть врагов, которые поступили с ними жестоко.
Дело в том, что все это отличие заключается не в другом роде дыхания, духа жизни, в животных (ведь, как мы убедились, “
одно дыхание у всех” –
Еккл. 3: 19), как и не в том, что человек является душой, а животные якобы нет (ведь мы знаем, что все они – души), но каждый (в чем мы уже убедились, и чему свидетели все люди) имеет иной физический организм, который наделяет его различными свойствами, и единственно который делает одного высшим, а другого низшим на шкале интеллекта. Заметьте также, что не размер и не вес дают превосходство и преимущество, иначе слон и кит были бы господами земли. Превосходство заключается в “органическом свойстве”, особенно представленном в структуре мозга и его функциях.
Поэтому человек является наивысшим видом земного создания – “из земли перстным”. И его преимущество заключается в превосходстве его умственных способностей, которые не являются результатом развития, но даром от его Создателя.
Теория корейского пастора, о том, что умершие души стали ангелами диавола или бесами, не верна в корне, т.к. расходится с откровением Бога.