феофил » Пт июн 11, 2010 11:10 am
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
Вторая заповедь запрещает поклоняться истинному Богу, используя иконы или иные изображения. Многие языческие народы утверждают, что их изображения являются только образами или же символами, посредством которых они поклоняются божеству, но Бог объявил такое служение грехом. Попытка изобразить Вечного посредством материальных предметов снижает представление человека о Боге. Разум, отвлеченный от безграничного совершенства Иеговы, больше будет прикован к творению, нежели к Творцу. И поскольку понятия человека о Боге будут занижены, то и сам человек начнет деградировать.
Патриархи и пророки / Глава 27 Закон, данный Израилю
3. С. 52. Поклонение образам. – «Поклонение образам... было одним из тех извращений христианства, которое украдкой, почти незаметно, проникло в церковь. Это извращение – в отличие от других подобных ересей – развивалось исподволь, ибо в противном случае оно встретило бы решительное осуждение и отпор. Но это появилось под благовидным предлогом, и все связанные с ним обычаи формировались настолько медленно и постепенно, что церковь погрузилась в глубь самого настоящего идолопоклонства, не только не встречая сколько-нибудь успешного сопротивления, но и почти не сталкиваясь с решительными протестами; и когда, в конце концов, была предпринята попытка искоренить это зло, то оказалось, что оно пустило очень глубокие корни и справиться с ним невозможно... Его истоки следует искать в склонности человеческого сердца к идолопоклонству вообще и в предрасположенности служить твари вместо Творца...
Сначала иконы и картины появились в храмах не для того, чтобы им молились, – они заменяли собой книги для неграмотных людей, не умевших читать, или же побуждали к молитве неверующих. Сомнительно, что они отвечали этой цели; но даже если допустить, что какое-то время они служили именно для этого, этим дело не ограничилось, и вскоре оказалось, что картины и иконы, появившиеся в храмах, скорее затемняли, чем просвещали умы невежд; они скорее способствовали формированию примитивного сознания молящихся, чем возвышали и облагораживали их. Первоначально предназначавшиеся для того, чтобы направить мысли человека к Богу, они, в конце концов, отвратили людей от Бога и побудили их поклоняться творению» (Дж. Мендхэм. VII Вселенский и II Никейский собор. Введение, с. III-VI).
Протоколы заседаний и решений II Никейского собора 787 г., созванного с целью законодательного закрепления иконопочитания, вы можете найти в книгах: Бароний. Церковные анналы. – Т. 9. – С. 391-407 (издание Антверп 1612г.); Дж. Мендхэм. VII Вселенский и II Никейский собор; Эд. Стиллингфлит. В защиту проповеди против идолопоклонства в Римско-католической церкви (Лондон, 1686г.); Избранные сочинения Никейских и постникейских отцов. – 2-я серия. – Т. 14. – С. 521-587 (Нью-Йорк, 1900г.); Чарльз Дж. Хефеле. История церковных соборов на основании подлинных документов. – Книга 18, глава 1, разд. 332, 333; глава 2, разд. 345-352 (Т. Кларк, 1896г.); Т. 5. – С. 260-304, 342-372.