Что думаете о книге Обновленное творение. Основы библейского мировоззрения Альберта Уолтерса?
Спрашивает СергейОтвечает Алексей Марченко, 16.02.2021
"Автор вдумчиво и, в то же время, доступно рассуждает о проблеме духовно-светской дихотомии; на основании анализа трех основных этапов человеческой истории (сотворение, грехопадение, искупление) показывает, что как грех затронул все аспекты мироздания – так и искупление проникает в каждую клетку и молекулу бытия, так и спасение охватывает все творение целиком. Книга будет полезна всем, кто только начинает задумываться над вечными вопросами бытия, а также зрелым христианам, стремящимся глубже исследовать предложенные темы. Дополненная новыми главами, обогащенная результатами последних исследований автора за более чем 25 лет, прошедших со времени первого ее издания, книга станет вашим надежным другом и советчиком".
Цитаты для тех, кому тема покажется актуальной:
- Если наши дела противоречат нашим убеждениям, мы стараемся изменить либо убеждения, либо дела, потому что без последовательных усилий разрешить конфликт между «словом» и «делом» нам вряд ли удастся надолго сохранить внутреннюю цельность и душевное здоровье.
- Призыв заботиться о библейском мировоззрении – это…просьба понять, что библейское учение охватывает все стороны нашего бытия, а не замыкать его в тесных рамках «религии»
- Теория «2-х сфер» (духовной и мирской) – разновидность дуалистического мировоззрения, полностью противоположного цельному реформатскому мировоззрению, не знающему различий между сферами «духовного» и «мирского»
- Делить творение на 2 части (секулярную и духовную) – большое заблуждение… Мы склонны думать, что Писание, отвергая «мирское», призывает нас отказаться от «тварного»… Такой подход приводит к тому, что многие христиане отдают «секулярные» сферы жизни во власть секулярных сил
- Напрямую Бог действует в сфере, неподвластной человеку, и опосредованно – в области культуры и человеческих отношений. Так люди становятся соработниками Бога – им, богоподобным творениям, дано право владычествовать над землей и соучаствовать в делах Божиих. Описанные выше способы управления определяют 2 вида законов – законы природы и (моральные) нормы
- Наше понимание творения обычно ограничивается физической сферой… Брак и государство, … семья и церковь , предпринимательство и образование… тоже представляют собой часть Божьего миропорядка и потому не могут быть произвольными в своих проявлениях
- Следствием Божьего откровения в творении есть познаваемость миропорядка… она заложена в самой основе человеческого мышления, как научного, так и обыденного… Нормы творения распространяются и по отношениям к общественным и гуманитарным наукам,… на сферу образования политическую и деловую жизнь… Писание о многом «умалчивает», что не отменяет нашей обязанности познавать волю Божью обо всем
- В седьмой день Бог отдыхает от своих трудов. Но это не конец развития сотворенного мира… Отныне развитие мира стало обязанностью человека… Людям, соработникам Бога на земле, предстоит раскрыть смысл творения
- Грех не отменяет нормы порядка развития цивилизации, он скорее паразитирует на ней. Прогресс и регресс могут быть переплетены настолько тесно, что только библейская чуткость к нормам творения (представление о здоровом теле) может помочь увидеть различие между ними. Однако, это различие качественное, и если его не замечать, можно впасть как в крайность культурного пессимизма (видеть лишь пагубные последствия греха), так и в столь же крайний культурный оптимизм (не видеть последствий греха)
- Наиболее ярко раскрытие творения от первоначального состояния до эсхатологического будущего выражено символически в том, что библейский рассказ о творении начинается с образа сада и заканчивается образом города
- Между творением и грехом всегда будет стоять четкое различие, хотя в нашем сознании эти понятия могут быть тесно переплетены. Занятие проституцией не означает, что половые отношения порочны, существование тираний не отменяет божественное установление о характере государства, анархия и субъективизм большей части произведений современного искусства не сводят на нет закономерности искусства как такового
- Искупление есть восстановление, т.е. возврат к совершенству изначально незапятнанного творения, а не «восполнение»его чем-то сверхтварным. Оно распространяется на все творение, а не только на отдельные элементы его
- Речь надо вести о восстановлении, а не о возвращении к утраченной невинности… С исторической точки зрения, библейское исповедание по сути своей прогрессивно, а не регрессивно (реакционно). Ход истории мыслится в нем как движение от «сада» к «граду»…
- Духовные дары находятся в той же, по сути, плоскости, что и все другие дары. Вернее, способности, которые Дух Святой раскрывает в человеке для наставления Церкви и приближения Царства, есть, по определению, духовные дары… Под возрождающим и освящающим действием Духа Святого во славу Божию и ради служения Ему могут раскрываться любые человеческие таланты и способности
Книга затрагивает мировоззренческие вопросы.
"Обновленное творение. Основы библейского мировоззрения" Альберта Уолтерса стоит того, чтобы ее прочесть. Автор поднимает актуальные темы для проактивных христиан, которым близка идея влияния на окружающий мир. Технологический уклад человечества меняется. Близится период космических путешествий с возможной последующей экспансией. Насколько это окажется успешно, сказать сложно, но таков отчетливый тренд и вызов на ближайшие десятилетия. Это затронет всех. Какова будет роль христианства и христиан на фоне всей этой бурной деятельности? Постановка таких вопросов необходима современным верующим людям.
С уважением,
Алексей