Какая разница между стокгольмским синдромом и христианским прощением?
Спрашивает АннаОтвечает Алексей Марченко, 26.10.2022
Здравствуйте, Анна
Что такое "стокгольмский синдром" на простом примере?
Приручение слонов. Маленького слонёнка забирают от матери. Потом закрывают в тесной клетке. Ограничивают в еде и воде. Разные люди бьют его палками, кричат на него и бросают в него разный мусор. Сначала слонёнок возмущается и пытается сопротивляться, но у него нет никакой возможности и сил добраться до обидчиков. Со временем эта безысходность его ломает и он становится покорным. В этот момент и приходит человек, который не участвовал в унижении и издевательствах. Он хорошо кормит слона, даёт напиться, а потом и выпускает из клетки. С этого момента слон считает его своим спасителем и другом. Теперь слон готов слушаться "спасителя" и повиноваться. Делать, всё, что прикажет погонщик. Даже если надо 15 часов в сутки таскать на себе по 200 килограммов из туристов. Всё же лучше, чем сидеть в клетке и голодать. К сожалению, у таких слонят всего два жизненных пути: или катать на горбу туристов до смерти, или быть выкупленным зоозащитниками. Это механизм стокгольмского синдрома, он происходит у людей сходным образом.
Термин «стокгольмский синдром» введен криминалистом Н. Бейеротом в 1973 году при исследовании ситуации захвата в заложники сотрудников швейцарского банка в Стокгольме. В результате жертвы стали заступаться за бандитов, в том числе на судебном слушании. История была широко известной и по этому направлению стали проводить научные исследования. Такая ситуация повторяется достаточно часто:
- Парадоксальное или необычное поведение жертвы разворачивается при политических, криминальных терактах, военных операциях, тюремном заключении, похищении, развитии диктатуры внутри семей, профессиональных коллективов, политических или религиозных групп.
- Условием развития синдрома является ситуация взаимодействия с агрессорами – группой людей или одним человеком, ограничивающим свободу, способным совершить насилие.
- Распространенность среди жертв агрессии весьма высока и составляет 8%, т.е. в среднем каждая 12-я жертва страдает этим синдромом.
Стокгольмский синдром является механизмом психологической защиты, формируется бессознательно, но может быть постепенно осознаваем жертвой. Он разворачивается на двух уровнях: поведенческом и психическом.
На уровне поведения жертва демонстрирует принятие, послушание, выполнение требований, оказание помощи агрессору, что увеличивает вероятность положительной реакции – сокращения насильственных действий, отказа от убийства, согласия на переговоры.
На психическом уровне синдром реализуется через идентификацию с агрессором, оправдание поступков «террориста». Такие механизмы позволяют сохранить целостность Я как системы личности, включающей самоуважение, любовь к себе, силу воли. Обычно жертвы открыто рассказывают о произошедших событиях, стремятся оправдать преступников в глазах прокурора или психолога. Они преуменьшают значимость, реальность прошедшей угрозы, склонны обесценивать риски («он бы не стал стрелять», «он ударил, потому что был спровоцирован»).
Ключевая особенность – распределение ролей:
- «Жертва», не имея средств для активной самозащиты, занимает пассивную позицию.
- Поведение «агрессора» преследует определенную цель, часто реализуется согласно плану или привычному сценарию, при котором угнетение жертвы является условием достижения результата.
Довольно часто мы можем наблюдать синдром в обычной жизни (руководитель — подчиненный, преподаватель — ученик, глава семьи — домочадцы и др.). По сути, всюду, где слабые зависят от сильных, может возникнуть стокгольмский синдром. Сколько бывало семейных драм в духе: бьет значит любит, пока муж не доводит жену до больничной койки или хуже.
Слабые надеются, что в случае их безоговорочного послушания сильный проявит снисхождение и одобрение. А если сильный еще не только строг но и справедлив, то преданность со стороны слабого ему обеспечена.
Стокгольмский синдром – форма адаптивного поведения в ситуации угрозы. Он направлен на защиту жертв от действий агрессоров, но при этом может стать препятствием для действий реальных защитников – полицейских, группы специального подразделения, обвинительной стороны при судебных разбирательствах. Особенно неблагоприятные последствия наблюдаются в «хронических» ситуациях, например, при домашнем насилии. Как последствие, избежав наказания, агрессор повторяет свои действия с большей жестокостью.
Стокгольмский синдром – форма адаптивного поведения в ситуации угрозы. Он направлен на защиту жертв от действий агрессоров, но при этом может стать препятствием для действий реальных защитников – полицейских, группы специального подразделения, обвинительной стороны при судебных разбирательствах. Особенно неблагоприятные последствия наблюдаются в «хронических» ситуациях, например, при домашнем насилии. Как последствие, избежав наказания, агрессор повторяет свои действия с большей жестокостью.
Обращаемся к Библии для сравнения с библейским прощением:
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Матф.3:7-10)
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
(Лук.3:8-14)
Библия не учит поощрять грешника в его грехе. Наоборот, Библия обличает грешника во грехе.
Чтобы получить прощение:
- нужно понять что грех это грех
- покаяться во грехе
- делать плоды покаяния (исправление ошибок, компенсация урона, праведное поведение)
Если сравнивать со "стокгольмским синдромом", там жертва не старается обличить агрессора, а скорее меняет собственное мнение что "грех это не грех". Дальше, жертва принимает поведение агрессора как данность, как норму, вместо ожидания покаяния и стремления к покаянию агрессора. Жертва "стокгольмского синдрома" не ожидает плодов покаяния, не ждет что агрессор будет каятся и исправлять причиненный ущерб. Библейское же прощение же подразумевает, что покаявшийся несет ответственность за содеянное и старается максимально исправить ущерб.
1 И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
(2Цар.12:1-6)
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама
(Лук.19:2-9)
С уважением,
Алексей
Алексей