В чем был виновен змей, через которого сатана обольстил Еву?
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007
414. Баум А.В. (baum@???.kz) пишет: "Быт 3:14 Соблазнил Еву не змей, а сатана, который говорил через змея. А согласно Быт 3:14 получается, что змей всё таки в чём то виноват, и поэтому он будет передвигаться на чреве своём. Объясните, пожалуйста. (пока никто не объяснил мне этот стих так, чтобы я смог объяснить также доходчиво, любому кто спросит)."
Змей, согласно отдельным Библейским намекам, был довольно совершенным животным: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт 3:1). Слово, переведенное здесь "хитрее", может означать также "разумнее". Мы предполагаем, что сатана, равно как и Бог, может использовать животных для своей цели. Но могут ли животные сознательно управлять этим, допуская или не допуская действие сатаны через них? Мы этого не знаем. Но в то же время, мы сегодня знаем о том, что многие животные обладают определенным уровнем мышления и принятия решений. Это подтверждается как дрессировкой отдельных животных, а также наблюдением за их поведением в реальной жизни и во время лабораторных экспериментов. Почему же тогда не предположить, что в своем первозданном виде змей был действительно разумнее даже тех самых дельфинов или иных животных?
Но возможен и другой ответ, совершенно не связанный с предположениями о существовании разума и воли у животных, и потому менее подверженный критике. И этот ответ мне нравится больше: грех человека повлиял на все творение - смерть вошла не только в человека, но и в животных, и в растения. Стали появляться дикие животные, листья с деревьев стали опадать, появились дикие растения - тении и волчцы... и если Господь допустил проклятие всей природы, то почему Он не мог начать это со змея, который был использован сатаной? Тем более, что в этом проклятии змея отобразилось обетование о поражении сатаны, выраженное в Быт 3:15.