Что означает "благодать на благодать" ?
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007
3. 620 Сергеев Виктор (w.sergejew@???.net) спрашивает:
"Спасибо Брат за ответ. Но раз так, то очень прошу тебя помочь мне
разобраться с вопросом о слове "благодать" Что означает "благодать
на благодать" ? Буду очень благодарен и признателен. В Сергеев."
Приветствую Вас, Брат Виктор!
Насколько я понимаю, Вы имеете в виду текст Иоан 1:16,17 - "И от полноты
Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать
же и истина произошли чрез Иисуса Христа."
Фраза "благодать на благодать" в греческом оригинале звучит "харин
анти харитос", а буквально "благодать (вин.падеж) против (или "вместо")
благодати (родит.падеж)". Однако, это врядли скажет Вам многое. Я не
стал искать комментарии богословов на сей счет. Полагаю, что при желании Вы
сами можете сделать это. Благо, сегодня доступно достаточное число комментариев
как на русском, так и на других языках. Но предложу Вам свое истолкование.
Слово "благодать" означает "доброту", "милость",
"особое проявление божественного присутствия, действия, силы или славы",
"дар" или "благословение". Общепринятое истолкование слова
"благодать" - "незаслуженная милость". И хотя в мелочах
некоторые комментаторы и толкователи расходятся, но в общем все они говорят
практически об одном и том же.
Итак, наш текст противопоставляет "благодать" и "закон".
Эта тема у многих уже оскомину набила, однако попытаемся взглянуть на нее
еще раз и попроще. Итак, вначале был закон, данный через Моисея, а потом появилась
благодать через Иисуса Христа.
Однако, что было первым, курица или яйцо? Кто был раньше, Моисей или Христос?
"Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам,
Я есмь" (Ин 8:58). Моисеев закон был дан позже: "Для чего же закон?
Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому
относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника" (Гал
3:19). А до него уже было преступление, а значит и был Закон, который был
"преступлен" или нарушен. Значит, Моисеев закон не был первым законом.
Но Моисеев закон был дан ТОЛЬКО "до пришествия семени", а по другому
- "закон был для нас детоводителем ко Христу" (Гал 3:24). О каком
"семени" и о каком "преступлении" идет речь? Конечно же,
мы возвращаемся в Едемский сад: "и вражду положу между тобою и между
женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в
голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт 3:15) - это самое первое
обетование Спасителя и самое первое проявление благодати Божьей к человеку.
Итак, от самого начала у Бога был Закон, который изначально был и остается
основанием Его престола. Этот закон был нарушен Адамом и потому Бог проявил
благодать - обещал "семя" или Спасителя Мессию, который должен искупить
человечество, будучи "Агнцем, закланным от создания мира" (Откр
13:8). От Адама и до Авраама, и даже дальше люди жили "под благодатью"
данного Богом обещания, ожидая Спасителя. Однако, "закон, ослабленный
плотию, был бессилен" (Рим 8:3). Люди, постоянно предаваясь обольщениям
сатаны, уже не имели силы сопротивляться греху, так что закон, написанный
в сердце, их сдерживать уже не мог. Потому Бог вынужден был дать закон, написанный
на камне, а к нему еще и свод постановлений, определяющих применение этого
закона. Однако это изменение в отношениях между Богом и человеком никак не
повлияло на проявление Божьей благодати: "завета о Христе, прежде Богом
утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет
так, чтобы обетование потеряло силу" (Гал 3:17). Только теперь у человека
появилось более наглядное выражение обетования о благодати - служение во святилище
со всеми обрядами и церемониями, в мельчайших деталях отражавшего весь Божий
план искупления от Голгофы до восстановления потерянного рая на новой земле.
Об этом свидетельствовал весь годовой цикл служения в скинии, начинавшийся
с праздника Пасхи (первый месяц священного календарного года) и заканчивая
судным днем с очищением святилища и затем праздником кущей указывающим на
вечное царство Христа (первый месяц гражданского календарного года). Так закон
указывал на Христа, на Его служение вначале на Голгофе, а затем в Небесном
святилище как Ходатай и Первосвященник (см Послание к евреям) и наконец на
Его возвращение и установление вечного царства при Втором пришествии Христа.
Закон Моисеев стал детоводителем ко Христу.
А что же Сам Христос? Вначале была дана благодать - обещание Спасителя Адаму
и всем последующим поколениям. Затем против этой благодати была дарована другая
благодать: реальное пришествие Семени, смерть Христа на Голгофе. И эта вторая
благодать перекрыла действие первой благодати, сделала ее ненужной более -
образ и реальность встретились! Если Адаму и Аврааму нужна была вера в благодать,
то мы уже видим благодать явленную во Христе. Если евреям нужны быди образы
служения в скинии, то мы наблюдаем служение Самого Христа и как Жертвы за
грех, и как Священника, приносящего эту жертву, и как Первосвященника, ходатайствующего
за грешников, а затем очищающего Святое-святых от накопившихся в нем грехов,
опять таки Своею кровью, а не кровью символизировавшего Его козла очищения
в судный день. Действительно, благодать против благодати, благодать на благодать!
И чтобы завершить размышление о законе и благодати, осталось только сказать:
"Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?
Никак... Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал
грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон
не говорил: не пожелай...Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и
добра" (Рим 6:15; 7:7,12). Закон был до Адама, закон был до Авраама,
закон был до Синая, закон остался и после Христа. Закон никогда никого не
спасал - это не его функция! Закон всегда указывал на грех, а затем направлял
грешника к благодати - ко Христу, потому что всегда основанием Божьего правления
были закон и благодать:"Правосудие и правота - основание престола Твоего;
милость и истина предходят пред лицем Твоим" (Пс 88:15).