Как понимать Рим. 12:20: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья?
Отвечает Максим Балаклицкий, 11.06.2007
Миша!
Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести.
Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то человек защищался от нападения при помощи родственников.
Т.е. агрессия дозволялась только в порядке самообороны.
Враг - это личность, желающая зла и представляющая опасность. Если враг перестает желать и делать зло, он уже не враг.
Здесь апостол Павел цитирует Прит. 25:21,22. Автор Притчей призывает к новозаветной этике - любви... к врагам.
Трудно жить, если вокруг враги.
Языческий путь - уничтожить врагов, убив их. Библейский путь - уничтожить врагов, превратив их в друзей - рискнуть отнестись к ним как к друзьям.
Если после этого враг не оставит своих злых намерений, говорит Бог, то Я лично прослежу, чтобы он получил особое наказание за свою злобу.
Если ты к нему хорошо отнесся, значит, оснований враждовать на тебя у него нет. Ты не враг ему. А всякий, гневающийся напрасно, подлежит суду (Матф.5:22).
Итак, кто враждует на ближнего напрасно, испытает на себе Божий гнев. Вот Вам и "жестокий" Ветхий завет.
С уважением,
Максим