Как, в Украине, реагировать на призыв в армию? И что делать там, на фронте? Как поступать с оружием?
Спрашивает ВячеславОтвечает Виктор Белоусов, 25.01.2015
Здравствуйте, Вячеслав.
Общий социальный момент - нужна ли в принципе государству армия и другие силовые органы? В современном грешном мире, к сожалению, это нужно.
Какова справедливая миссия "силовиков"?
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
(Рим.13:4)
Не зря даже христиане закрывают на ключ свое жилище и защищают свои юридические интересы, согласно законодательства, в суде.
Вспоминаются такие примеры из Евангелия:
21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
(Лук.11:21,22).
Но если дом вообще не охраняется "сильным с оружием" (духовным, физическим, юридическим), то чего можно ожидать? Армия - это охрана государства.
14 Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
(Лук.3:14)
Такие принципы пригодны для любого силового органа. Но война - это всегда трагедия. К сожалению, в ней гибнут и невинные люди. Верующие должны проявлять такие черты характера как милосердие, сочувствие и прощение. Церковь не должна учить убивать. Но защищать тот город и страну, где Вы живете - это нормально и правильно. Можно ли совместить? Есть принципиальная разница между наступательной и оборонительной войной. Например, ветхозаветние войны имели место - но далеко не все были санкционированы и благословлены Богом. Когда Израиль начинал войну без Божьего указания и благословения - это заканчивалось плохо. Потому в ветхозаветние времена цари спрашивали волю Божью касательно политики и военных действий. В Новом Завете нет отдельно взятых государств, которые бы были христианскими и с "христианским законодательством", потому здесь есть нюансы. В идеале - христианам не были бы нужны милиция или полиция, суды, прокуратура (и армия). Но спросите себя (и знакомых христиан) нужно ли обращаться к контролирующим органам государства в спорных моментах, особенно если они не коррумпированы? Даже апостол Павел затребовал суда у Цезаря, чтобы судиться с иудеями. Это внутригосударственные процессы. А есть и международные - где играет роль как политическая составляющая (дипломаты), так и силовая (армия). В современном мире - хорошая армия, к сожалению, это инструмент обеспечения безопасности. Почему к сожалению - потому что международные соглашения вроде как должны гарантировать отсутствие войн, однако бумага остается бумагой. А останавливает агрессию только риск больших (существенных) потерь. Если армии (и других политических ресурсов) нет - государство и его жители в опасности. Вроде это и не дело христиан, но христиане также живут в этом грешном мире и их касаются вопросы безопасности вполне очевидным образом.
Это можно сравнить с ситуацией, например, если в Вашем районе начались систематические ограбления квартир. Что можно сделать? Молиться о Божьей защите и мудрости в решениях. Улучшить замки. Сделать решетки на окна. Договориться с соседями о бдительности. Может поставить сигнализацию. Поставить замок для подъезда и найти консьержа для дежурства. Все эти меры с одной стороны не гарантируют безопасность на 100%, но с другой - это может существенно повлиять на результат. Зачем вору идти туда, где его ждут много проблем.
Должны ли в армейских вопросах участвовать христиане и что можно делать?
1) Усиленная молитва о Божьей защите и Божьем вмешательстве в ситуацию.
2) Любой гражданин государства прямо или косвенно принимает участие в поддержке армии - потому что все мы платим налоги (даже делая покупки в магазине) и часть от этих средств идет на финансирование армейской структуры. Также бывает различное волонтерство, общественные организации и т.д.
3) В мирное время хорошо работает механизм альтернативной службы - кто не желает брать в руки оружие, имеет право отдать свой долг государству в виде другой общественно полезной работы.
4) В случае массовой мобилизации и призыва также учитывается специальность человека. Вполне разумно представить письменную бумагу от церкви. Как верующие люди, мы можем просить служить как медики, капелланы и т.д. Есть большая разница - просто отказываться вообще от любой службы или стараться служить, но при этом не убивать, а спасать. Второй вариант вполне возможен. Знаю некоторых верующих людей, кто добровольно пошли служить парамедиками (медицинская работа без академического медицинского образования) и т.д.
Также обязательно обратитесь за советом к Вашему поместному священнослужителю.
Касательно позиции именно Церкви христиан адвентистов седьмого дня, Гэри Канселл, директор служения капелланов, поднимает аналогичный вопрос в своей книге «Адвентисты седьмого дня на военной службе»:
Желаю Божьих благословений и всем нам мира!
Виктор