Является ли обида показателем эгоизма и грехом?
Спрашивает Peter BraunОтвечает Алексей Марченко, 04.03.2019
Петер спрашивает: "Обида - это один из самых ярких показателей любви к себе. Но ведь обида - это одновременно показатель или проявление гордости и, стало быть грех!? Выходит, себя любить есть грех. Но как же тогда любить нам ближнего, как самого себя? Или я тут что-то недопонимаю? Благодарю за ответ"
Здравствуйте, Петер.
В первую очередь - это вопрос Вашего понимания обиды, как показателя любви к себе (но не эгоизма) и гордости. Из контекста вопроса следует, что любовь к себе - это хорошо, потому что любить ближнего нужно как себя. Могу предложить вместе происследовать значение слова обида, возможно Вы увидите нечто новое для себя.
Посмотрим с двух сторон:
1) мирское (секулярное) понимание обиды;
2) библейские примеры и их оценки библейскими персонажами.
Обратимся к определению обиды, например, из Википедии:
Обида — реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить. В отличие от укора и претензии, когда есть возможность исправить ситуацию. Тесно связана с таким понятием, как справедливость. Мы обижаемся, когда нас обделяют, как нам кажется, несправедливо. Если нам не досталось чего-либо по справедливости, мы можем огорчиться, но не обидеться.
Переживание обиды к врожденным эмоциям исследователями не причисляется. У младенцев в арсенале есть врождённое чувство гнева, а сложное чувство обиды им освоить ещё предстоит. Обиду выучивают в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Эмоции обиды ранее никогда в списке врождённых не фигурировали. В настоящее время многие опытные специалисты-психологи отмечают, что у их детей эмоции обиды появляются сразу, буквально с рождения.
Если упростить, то обида - это реация на несправедливость к себе или к группе людей, что может вызывать эмоции гнева и жалости. Основание здесь скорее не в любви к себе и не в гордости, а в оценке справедливости и в дальнейшей реакции.
Далее стоит посмотреть библейские примеры. В идеале, можно написать даже несколько статей - комментируя каждый случай. Но попробуем кратко рассмотреть и разобраться.
22 И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь;
23 и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь.
24 И сказал Авраам: я клянусь.
(Быт.21:22-24)
23 и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь.
24 И сказал Авраам: я клянусь.
(Быт.21:22-24)
3 вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в [деле] его глаза мои, - и я возвращу вам.
4 И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял.
(1Цар.12:3,4)
4 И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял.
(1Цар.12:3,4)
34 И встал Ионафан из-за стола в великом гневе и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его.
(1Цар.20:34)
(1Цар.20:34)
5 Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим,
6 то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.
7 Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда.
(Иов.19:5-7)
6 то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.
7 Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда.
(Иов.19:5-7)
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь"?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
(Пс.9:34,35)
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
(Пс.9:34,35)
20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
(Ис.29:20)
(Ис.29:20)
12 дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит.
(Иер.21:12)
(Иер.21:12)
59 Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело мое.
(Плач.3:59)
(Плач.3:59)
7 У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя.
(Иез.22:7)
(Иез.22:7)
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
(Лук.19:8)
(Лук.19:8)
14 Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас,
15 но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом.
16 И прогнал их от судилища.
(Деян.18:14-16)
10 Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.
(Деян.25:10)
(Деян.25:10)
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
(Рим.1:30)
(Рим.1:30)
2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.
(2Кор.7:2)
(2Кор.7:2)
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
(2Кор.12:10)
(2Кор.12:10)
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
(Гал.4:12)
(Гал.4:12)
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии;
(1Тим.1:13)
(1Тим.1:13)
18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.
(Флм.1:18)
(Флм.1:18)
3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
(Откр.11:3-5)
4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
(Откр.11:3-5)
Библейские тексты не говорят о грехе обидеться. Они говорят о грехе обидеть. Это приравнивается к поступить несправедливо. Разве может человек виновен за то, что по отношению к нему поступили несправедливо? Естественно, что нет.
Сегодня модно обижаться на любые мелочи, но такую мелочь проверить просто:
- нарушение ли это записанных Божьих заповедей,
- хочу ли я, чтобы со мной поступили так, как я поступил к кому-то.
Если хочу чтобы и со мной так поступали - то некий баланс справедливости соблюден, хотя ситуации бывают разные. Как минимум, требуется уважение к чувствам другого.
Мы видим, что быть обиженным - никак не грех. Варианты реакции:
- мстить
- бороться за справедливость
- простить
- игнорировать
В Писании многократно мы видим как люди взывают о справедливости. И Божий ответ - реализация справедливости.
8 Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его.
9 И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня.
(Зах.2:8,9)
9 И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня.
(Зах.2:8,9)
Мытарь Закхей, когда каялся перед Христом, обещает воздать вчетверо тем, кого обидел. Вполне материальное измерение справедливости и обиды.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Матф.3:7-10)
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Матф.3:7-10)
Другой вариант - прощение. Но прощение не возникает просто так. Оно является следствием прощения Христом.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
(Матф.18:32-35)
Никто не говорит - не обижайся. Да никакой обиды (долга) не было. Все было. Но раб уже прощен за значительно больший долг. Он ранее сильно обидел своего Господина, а теперь уже прощен. Потому логично проявить милосердие - и прощать других за обиды.
С уважением,
Алексей