Clicky

Cкажите, пожалуйста, что вы думаете про выражение раб Божий. Разве Бог который так любит своих детей, хотел бы применить слово раб к ним?

Школа

Спрашивает Сергей
Отвечает Алексей Марченко, 08.08.2019


Здравствуйте, Сергей

Чтобы попробовать разобраться в этом вопросе, необходимо определить основу от которой мы будет рассуждать:

1) действительно в Библии есть множество выражений "раб Божий" и это не является и не выставляется чем-то негативным;

2) выражение "раб Божий" далеко не единственное по отношению к людям, есть как Вы и отметили есть выражение и дети Божьи, и друзья Божьи и царственное священство, и т.д. То есть эти выражения не противоречат одно другому, а отражают различные этапы и аспекты взаимодействия с Богом.

Вот как Иисус Христос говорит о нас:

15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
(Иоан.15:15)

1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного].
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
(Гал.4:1-7)

9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
(1Пет.2:9)

А теперь хочу более подробно остановиться на первой стороне вопроса о рабстве Божьем, как явлении.

Слово "рабство" сегодня не модно. Мы предпочитаем "свободу", "партнерство", "отношения" и т.д. Мы хотим чтобы нас уважали, ценили нашу уникальность, индивидуальность, особенность (и не так важно на самом деле насколько мы уникальны и особенны объективно). Это наши ожидания и особенности культурного восприятия.

Рабство является синонимом угнетения. Как такового термина "рабство" сейчас почти нет, кроме некоторых государств, но угнетения при формальной свободе - более чем достаточно. Т.е. современное рабство стало более изощренным и тонким. Приведу примеры. Любая зависимость - это свобода быть зависимым или рабство от зависимости? Биологическая данность - что человек стареет и болеет - это свобода или рабство от биологических законов? А когда на основании лести нашей "уникальности" и "особенности" нам продают ("впаривают") некий товар, что должен подчеркнуть наш "особенный статус" - где здесь свобода, а где рабство?

О чем я говорю - что абсолютной свободы на нашей земле нет. В любом случае даже самый, считающий себя свободным, человек - раб своих ограничений: физических, химических, биологических, социальных и т.д.

Когда человек видит рекламу товара, а затем его покупает в магазине - в какой мере он свободен? С одной стороны - его никто не держит на привязи и не бьет палкой, с другой - его выбор очень обусловлен внешними факторами, если не сказать манипуляцией.

Как антоним "рабства" мы возьмем слово "свобода".

Есть "свобода от", а есть "свобода для". Абсолютной "свободы от" в этом мире мы не находим, как видно из примеров выше. Всегда есть нечто, что нас ограничивает и может обуславливать. Но "свобода для" чего-то вполне возможна.

Например, Вы хотите выпить чашку чая - и Вас есть все возможности для этого (например, заварка, горячая вода, чашка), есть силы и возможность сделать чай и выпить его. У Вас таким образом есть свобода для того чтобы выпить чай и все остальные ограничения (например, стоите вы или сидите, перед Вами есть стол или нет) по отношению к данной свободе не принципиальны и не ограничивают как таковую свободу сделать и выпить этот чай.

Представьте еще один пример. Красивое огромное многоэтажное офисное здание. Каждая дверь открывается только с помощью особого магнитного ключа. Вы свободны войти в любую дверь с этим ключем. Но Вы же и ограничены этим ключем - т.к. без него не можете войти ни в одну из всех этих дверей.

Раб Божий получает огромную свободу в Боге. Будучи рабом Божьим - человек обретает сыновство, как более высокий уровень отношений с Отцом, и свободу сына Божьего. Это парадоксально и вряд ли может быть полностью раскрыто в одном ответе.

Приведу такую аналогию. Вы хотите иметь свободу классно играть на саксофоне. Если Вы просто впервые берете инструмент в руки и начинаете в него дуть, то вряд ли обладаете этой свободой игры на этом музыкальном инструменте. И чтобы получить такую свободу - Вы себя дисциплинируете для систематических занятий (ограничиваете свою свободу делать что-то другое в этой время). И таким образом ограничение свободы ради занятий, для развития навыка - приводит к свободе красивой игры на саксофоне.


Вот что говориться о свободе в Боге.

32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Иоан.8:32)

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
(Иоан.8:36)

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
(Лук.4:18)

25 И когда вошел [Петр] в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
(Матф.17:25-27)

И известная евангельская притча Христа, которая тоже отражает наш парадокс:

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Лук.15:11-32)

С уважением,
Алексей